Не просто так дизель назвали экономией в рассрочку: если первому хозяину авто он в действительности обойдется дешевле, чем бензиновый, за счет экономии горючего, то второму хозяину придется расплатиться за такую экономию.
Увы, возрастные сложности дизельных моторов бывают дорогостоящими, а их ликвидация - дорогое удовольствие.
Как обойти все эти проблемы?
Необходимо тщательно проверять состояние двигателя перед приобретением автомобиля на рынке подержанных автомобилей. По каким-то общим аспектам осмотр дизельных и бензиновых двигателей практически не имеют отличий: необходимо посмотреть, чтобы мотор не истекал маслом и охлаждающей жидкостью, чтобы в расширительном баке уровень антифриза был в норме и не было никакого постороннего звука.
Однако, учитывая, что нет системы зажигания и имеются свои нюансы топливных узлов, то провести оценку остаточного ресурса дизельного мотора труднее. В некоторых случаях можно увидеть дым сизого, белого или черного цвета.
Главный нюанс дизельных автомобилей - это пробег, который, как правило, больше, чем у таких же транспортных средства с бензиновыми двигателями. Авто с дизельным мотором практически всегда приобретают с расчетом на большой пробег. В ином случае их плюсы попросту не успеют раскрыться до конца. Выходит, что и на рынке подержанных машин с дизельными моторами надо быть осторожнее: на этих моторах любят сматывать пробег.
Нередко такие автомобили приобретают те, кто большую часть времени проводят на трассе. Выходит, что по состоянию рулевого колеса, педалей и салона вообще, проблематично оценивать пробег. Лучше воспользоваться специальным сканером для диагностики. Если его нет в наличии, то можно купить платный отчет по автомобилю. Сайтов, на которых можно проверить автомобиль, в настоящее время очень много. Цена ошибки при выявлении настоящего пробега может быть очень большой.
Не совсем понятно, почему многие водители относятся к дизельным моторам с неким пренебрежением. Прошли те времена, когда дизельное авто выглядело, как пыхтящий вонючий грузовик. Современные дизельные силовые агрегаты очень комфортные, экономные и динамичные. Иногда дизельный двигатель на каких-то моделях может быть лучше, чем бензиновый. К примеру, на некоторых Peugeot и Citroen, где бензиновый EP6 - это единственный двигатель из всех доступных, а дизельные моторы у PSA у них весьма неплохие. В таком случае лучше рассмотреть дизельный двигатель.
Многие водители, которые проживают в северных районах страны, обычно не рассматривают дизельные моторы по причине трудности их запуска зимой. К тому же очень часто нет нормального зимнего дизельного топлива. Во многих регионах лучше выбирать бензин. Однако, для современного дизельного топлива -25 градусов - это не проблема. Естественно, если дизельный двигатель работает исправно.
Как проверить?
Как говорилось ранее, первый осмотр дизельных моторов начинают также, как и осмотр бензиновых двигателей. Однако, если обычно у бензиновых атмосферников масляные следы можно найти под клапанной крышкой, то у дизельных моторов ищут следы запотевания патрубков и турбины.
Главная причина высокого масляного расхода дизельного мотора - это именно турбина. На ее починку обычно уходит много денег, по этой причине никаких масляных подтеков снаружи не будет. Увы, оценить или проверить турбину визуально не получится. Однако, после запуска двигателя можно понять, что турбине нужна починка. Об этом будет рассказано дальше. На начальном этапе надо убедиться, чтобы из нее не текло масло.
Следующая важнейшая часть турбины - ее оригинальность. Если авто продают с пробегом 100 тыс. км. а вместо оригинальной установлен китайский аналог, то надо проверять истинность пробега. К такому пробегу турбины обычно не меняют.
Достаточно просто определить состояние турбины по выхлопным газам. Нажимать на газ на холодном двигателе просто бессмысленно: в отличие от бензинового, холодный дизельный мотор может немного подымить. Сначала авто прогревают (лучше немного прокатиться, а не стоять на месте), а потом можно проверять нажатием на педаль акселератора.
Автомобиль лучше проверять с помощником. Один нажимает на газ и старается удержать на 2-3 сек. обороты на 2.5-3 тыс. об., а это много для всех дизельных моторов. Если начал идти дым, то есть поломка и дальше можно не проверять. Если дизельный мотор прогрет, то на таких оборотах дыма быть не должно. Вернее, может, но это скажет как минимум об износившейся поршневой.
Если при проверке дыма практически не выходит, то можно переходить ко второму этапу: нажимают на педаль акселератора на пару секунд сильнее, до поднятия оборотов до 4 тыс. об. В этот момент надо смотреть на дым.
Повалил дым черного цвета
Это значит, что из трубы вылетает непрогоревшая солярка. На это могут быть самые разные причины: от продырявленных патрубков до протекающих форсунок и "умершей" турбины. Если хочется, то можно продолжить проверку (можно проверить впуск на герметичность, так как, есть двигатели, у которых черный дым идет из-за дырявых патрубков интеркулера, а за ликвидацию поломки не придется отдавать много денег). Если не хочется все начинать с ремонта автомобиля, то стоит поискать другое авто. В такой ситуации нужно и помнить о том, что чем раньше пошел дым черного цвета, тем хуже.
Если заглушить силовой агрегат, завести его вновь и увидеть, что прогретый двигатель запустился не сразу, то, скорее всего, неисправны форсунки, которые отвечают за переливание горючего. Быть может все дело и в топливном насосе высокого давления, а при этом потребуется глубокая проверка. Если нет никаких поломок, то никакого дыма после 2-3 секунд работы на повышенных оборотах не должно быть.
Повалил дым синего цвета
Если при проверке появился дым синего цвета, то это указывает на признак сгорающего масла. То есть, проблема тут заключается в другом. Вероятнее всего, неисправна турбина, однако, бывает и такое, что двигатель просто потерял компрессию. Так или иначе дым синего цвета хуже, чем черный. Ликвидация причин его возникновения будет стоить намного дороже.
Не стоит верить в слова продавца, если он утверждает, что дым появился после процедуры "чиповки". Да, подобное в действительности возможно (когда, к примеру неправильно настроили наддув). Однако, это ничего не меняет, так как наддув работает неправильно и это надо устранить.
Если кроме синего дыма мотор тяжело запустить на холодную, то причина, вероятнее всего, заключается в компрессии. Необходимо еще раз проверить реальность пробега.
Купили авто в холодную погоду?
Если довелось покупать авто в холодную погоду, то надо посмотреть на панели приборов на индикацию работы свечей накаливания. Если лампочка не гаснет, то, вероятно, одна из свечей перестала работать, а об этом надо знать до приобретения авто. Если свечи не функционируют, то на холодную тяжело завести мотор.
Можно попытаться достать масляный щуп и поискать в смазке солярку. Если есть сложности с компрессией (проще говоря с кольцами, и с маслосъемными колпачками тоже) есть, то солярка будет в поддоне.
Понятно, что в полный разнос современный дизельные моторы идут реже, чем старые, но бывает и такое. Остановить разнос такого мотора не получится, в особенности на авто с АКПП (на МКПП вероятность больше, потому что можно попробовать нагрузить двигатель повышенной передачей). Таким образом, надо знать, что топливо в масле - это большая проблема.
Также, сизый дым может появляться, если есть какие-то проблемы с ГРМ, к примеру, прогорели или разрушились тарелки клапанов, износились стержни клапанов и направляющих втулок или повредились маслосъемные колпачки. Понять, почему выхлоп синего цвета, когда мотор прогрет, можно, учитывая разжижение масла после увеличения температуры мотора. При работе двигателя вхолостую и в момент торможения мотором смазка будет стекать по стержням клапанов, появляется пленка, которая скапливается в выхлопной системе. При нажатии на педаль акселератора, из трубы сразу вылетают пары синих масляных выхлопов.
Читайте также: Срочный выкуп авто в Минске
Неисправности при подаче топлива или нарушение герметичности клапанов могут приводить к появлению выхлопов синего цвета на дизельном моторе. Из-за прогоревшего клапана выхлопы становятся бело-голубыми. Эту неисправность клапанов можно выявить за счет значительного уменьшения компрессии в сломанном цилиндре.
Выхлопы синего цвета могут быть и из-за нарушенной вентиляции картера и пропусков воспламенения в цилиндре. Очень часто при выхлопах синего цвета дизельный мотор теряет тягу.
Как еще проверить дизельный мотор?
Есть еще один отличный метод проверки дизельного мотора - проехаться на своей машине за авто продавца и обратить внимание на цвет дыма в разных режимах езды. При проверке мотора, надо послушать, как он работает.
Всем известно, что дизельный двигатель должен работать с характерным постукиванием, однако он не должен быть очень сильным и раздражать водителя. Сильно стучать могут форсунки. Есть и такие форсунки, которые нельзя отремонтировать. Их стоимость очень большая. Если застучал распредвал, то он будет глуховатым и появится на холодную.
Как только мотор прогреется, то такой стук проходит. При этом сильно изнашиваются валовые подшипники. Коленвал начинает стучать, если износились шейки, вкладыши и увеличилось расстояние в подшипниках. Это ведет к ухудшению качества моторного масла и нехватке смазки в подшипниках. Кроме этого, вода и охлаждающая жидкость начинают проникать в масло и деформируют коленвал. В идеале, при проверке мотора дизельной машины на наличие посторонних стуков, надо сравнивать звук работы двигателя в такой же машине с исправным мотором.
Проблемы дизеля
Читая форумы о подержанных дизельных машинах можно часто натыкаться на фразу "проблемы свойственны для дизелей".
Что же относится к таким проблемам?
Турбина, топливный насос высокого давления, форсунки и "системы экологии". Чаще всего могут подвести именно "системы экологии", которых в современных дизельных машинах великое множество. Нет ничего плохого, если у автомобиля заглушен EGR.
Однако, надо понимать, правильно ли его заглушили. Не должно быть никаких заглушек, по первому взгляду на которые, становится понятно, что их поставили самым дешевым и кустарным путем. Понятно, что заглушка нужна, но она должна быть их прочного и надежного металла. Помимо прочего, EGR должен быть отключен правильно. Нередко ее не отключает посредством программы, а попросту стирают раздел системной диагностики, а это неправильно.
Визуально это никак нельзя определить. Не поможет и простой сканер, потому что он просто не выдаст никаких ошибок. В таком случае надо считать прошивку и покопаться в ее файлах, а этого никто не будет делать перед покупкой автомобиля. Это упущение, поэтому необходимо удостовериться, что EGR вообще не расплавили кустарным путем.
Это же относится и к сажевому фильтру (если он есть в комплетации с завода). Однако, в таком случае ситуация несколько иначе: не стоит оставлять сажевый фильтр в автомобиле. Если EGR заглушили из-за того, что он начал серьезно загрязнять впуск, то сажевый фильтр ничего не загрязняет. Обычно, его убирают вкупе с EGR. Нельзя сказать плохо это или хорошо, однако, стоит отметить, что если EGR в дорожных заторах можно "убить" и за 40 тыс. км. пробега, то сажевый фильтр может прослужить дольше.
Снова надо посмотреть на пробег автомобиля: если продавец утверждает, что пробег транспортного средства 80 тыс. км., а сажевого фильтра уже нет, есть шанс, что пробег скрутили или не уделяли должного внимания обслуживанию автомобиля, а это еще хуже.
Следующая экологическая система дизельного мотора - это мочевина
От нее стараются избавиться, что не пришлось покупать реагенты. В таком случае нужна перепрошивка, то есть надо узнать, где ее проводили. Если она проводилась где-то в гаражных условиях, то, вероятнее всего, ее сделали неправильно, так как программно убирать мочевину весьма непросто.
Если на автомобиле есть AdBue, то проверяют функционирование всех ее компонентов. Есть элементы, которые стоят очень дорого, по этой причине диагностику доверяют только профессиональным мастерам. Даже малейший пустяк, по типу ошибки подогрева бачка мочевины, к примеру на Mercedes-Benz, может потребовать больших денежных вливаний. Поэтому в таких вопросах надо быть очень придирчивым. Если подогрев не будет работать, то, нельзя забывать о том, что мочевина может замерзнуть уже при -11 градусов по Цельсию, поэтому ездить удастся только летом.
Важнее пробега
Обслуживать машины с дизельным мотором намного труднее, чем с бензиновым. Когда заканчивается дилерское обслуживание, то дизельный автомобиль нередко уничтожают желанием сэкономить, редко меняя топливный фильтр, который стоит намного дороже, чем в моторах, работающих на бензине. Это за короткое время уничтожит топливный насос высокого давления, а также, форсунки.
Проверяя историю авто на специальном сайте, можно наткнуться на пункт починки форсунок. Если он есть, то надо выяснить, что привело к этому. Нередко форсунки чинят из-за изношенного топливного насоса высокого давления (абразив изношенного насоса уничтожает форсунки). Также, надо выяснить в каком состоянии сам топливный насос. Иногда бывает так, что форсунки чинят, а на насосе пытаются сэкономить. Это приводит к повторной поломке форсунок и продаже автомобиля.
Если есть какой-то подогреватель (Webasto или другой), то он должен нормально функционировать. Также, должна иметься сопутствующая документация об обслуживании этого подогревателя.
Каждому водителю следует знать, что транспортное средство с дизельным двигателем будет исправно работать при правильном обслуживании. Если владелец пытался сэкономить на обслуживании, игнорируя замену расходников, или, проводя ремонт в "гараже", то автомобиль станет по-настоящему проблемным.
Когда дизельная машина ухоженная, то она будет радовать своего хозяина каждый день, а запущенная будет только раздражать. При появлении дыма любых оттенков из выхлопной трубы еще не говорит о том, что двигателю необходим капремонт.
Однако, это серьезный сигнал, который надо принять к сведению. Нужно сразу прекратить эксплуатацию транспортного средства, обратиться в хороший автосервис и заняться диагностикой и починкой двигателя.