Куда уходит антифриз? Как понять, куда именно он уходит, и как проще найти причину постоянно снижающегося его уровня.
Зачастую значение уровня антифриза замечают только в том случае, если уже появляются проблемы. Если перегревается мотор, отказывается работать печка или же жидкость начинает течь под капот, следует обратить внимание именно на его уровень. Многие пренебрегают проверкой перед тем, как отправляться в путь, редкий водитель открывает и проверяет бачок, что является сильнейшей оплошностью. Ведь лучше предотвратить поломку, нежели потом чинить машину.
Если же вовремя обратить внимание на уровень антифриза, вы можете зарубить многие проблемы на корню. В частности, если знать наверняка куда он делся. Правда, бывают такие автомобили, в бачках которых невозможно разглядеть уровень жидкости, к примеру такие машины, как Солярисы. Тем не менее, контроль уровня антифриза – одна из основ правильного ухода за вашим автомобильным средством.
Так уходит или нет?
И первым делом нужно выяснить ту самую критическую точку, при которой могут появляться поломки. Если быть точнее, то следует понять, может ли уровень антифриза меняться сам по себе, без воздействия внешних факторов, а также являются ли проблемы, вызванные его снижением, по своей сложности равными проблемами с охладительной системой автомобиля.
По этому поводу возникает множество дискуссий, что усложняет поиск единственно правильного ответа. В сети множество авторов-автомехаников считают, что именно их точка зрения – единственно правильная, поэтому и стараются «перевербовать» большинство на свою сторону. Одни считают, что любое колебание уровня антифриза априори сведение о поломке, поскольку система, где он находится, герметична. Другие же утверждают, что поскольку антифриз сделан из этиленгликоля (в некоторых случаях – пропиленгликоля) и воды, то испарение – это абсолютно нормальный процесс, третьи же задают закономерные вопросы о том, куда деваются эти испарения, поскольку система все же является герметичной, ответы на которые не всегда очевидны. В целом, в каждом из этих утверждений есть доля истины.
Данная охладительная система вправду является герметичной, но при этом не абсолютно. Поскольку ее делают для автомобиля, то, несмотря на то, что теоретически она должна выдерживать давление до двух атмосфер, она не может быть настолько непроницаемой, чтобы не пропустить испарения воды из антифриза. Поэтому, если вам приходится доливать воду в незначительных количества не в частых случаях, то повода для беспокойства у вас нет. Ну а если же вы, при каждой эксплуатации вашей машины замечаете, что уровень понижается – следует поискать место утечки антифриза. Было бы еще полбеды, если бы он вытекал наружу, но ведь течь он может везде, а найти место, откуда он течет – задание не из легких. А если еще учитывать тот факт, что в некоторых машинах вообще практически невозможно увидеть что-то в баке, что еще больше затрудняет задачу.
Разберем несколько моментов, как найти место утечки
Но есть несколько моментов, узнав которые, вы без труда сможете найти место утечки. И первым пунктом является тот факт, что протекает жидкость чаще всего при низких температурах, когда мотор остывший. Объяснить это довольно просто – если нагревать материалы, то они расширяются, при этом незначительные неплотности не пропускают жидкость. Наиболее заметно это тогда, когда утечка происходит через помпу. Вы можете полностью осмотреть нагревшийся мотор и ничего не заметить, если же производить эту процедуру на холодном, то под машиной можно увидеть капли антифриза.
Несмотря на распространенное мнение, при остывшем моторе жидкость может протекать не только через помпу, виной тому могут быть также другие детали, такие как хомуты на патрубках. В случае, если у вас все-таки происходит утечка антифриза, вам следует приобрести специальную флюоресцентную добавку, которая излучает свет в темноте. Нужно добавить ее в антифриз, а затем ультрафиолетовым фонариком просветить всю охладительную систему вплоть до деталей. Таким образ вы сразу обнаружите место утечки.
Важное примечание: после проведения данной процедуры антифриз необходимо слить, саму систему охлаждения промыть и залить новую жидкость. Помимо этого, на сегодняшний день в продаже есть специальные антифризы, которые сами по себе излучают свет и не требует никаких добавок.
Вторым способом, который пригодится при обнаружении места утечки, является использование повышенного давления, создаваемого компрессорными установками. Минус этого способа в том, что провести такой осмотр самостоятельно нельзя, здесь следует обратится в надежный автосервис. Иногда бывают случаи, когда в недобросовестных СТО данную процедуру проводят одноразово и сразу после того, как автомобиль заехал в бокс. Это неправильная схема. После остывания мотора антифриз может начать протекать там, где было сухо тогда, когда мотор был горячим. Именно поэтому проверять нужно также и на холодном моторе.
Читайте также: Срочный выкуп авто в Минске
Отдельной ситуацией, которая может возникнуть, является протекание антифриза в силу неисправности пробки расширительного бачка. Следует обратить на нее особое внимание, ведь если утечка довольно большая, к тому же из многих отверстий, все дело может быть именно в этой пробки, в клапане, переставшему сдерживать чрезмерное давление, если быть точным. Поэтому, если ваш бачок сильно и отовсюду протекает, обратите внимание на эту деталь, лишним это точно не будет. Если же это не проверить, то бачок может лопнуть, при этом возможна также поломка радиатора или любой другой детали, не предназначенной выдерживать такое большое давление. Из-за всего этого утечка антифриза может усилиться, в частности после переустановки мотора.
Но предположим, что уровень антифриза падает, но следов от конденсации жидкости вы не видите. Появляется вопрос, куда уходит вся жидкость. В данном случае, есть два допустимых предположений. С одной стороны, антифриз может протекать в салон, с другой – в мотор.
При утечке антифриза в салон, очень легко заметить это с первого раза
Он может попасть туда одним путем: сквозь радиатор печки и его патрубки, так что вы легко заметите, любой элемент, связанный с этой системой, будет не в порядке. Первыми признаками утечки являются белый теплый пар, появляющийся из дефлекторов в тот момент, когда вы включаете печку, а также запотевшие окна. Помимо этого, в самом салоне будет присутствовать сладковатый запах антифриза. Еще одним важным, но менее заметным признаком является влажный пол от конденсированного антифриза. Поскольку печка находиться внутри салона, то конденсату попросту некуда деваться, поэтому он и стекает на пол.
Если вы заметили на коврике следы от антифриза, вам следует сразу снять его и просушить, потому что потом убрать его очень трудно. Вы можете убрать его при помощи туалетной бумаги. Просто поставьте рулоны торцом на ковер, и вытекшая жидкость сама впитается. В общем, очень сложно не обратить внимание на то, что через радиатор начинает просачиваться влага. А дальнейшая участь вашего автомобиля зависит полностью от ваших дальнейших действий. Структура определенных марок машин позволяет заменить радиатор, лежа панелью, другие же требует полной съемки панели. Но это все равно лучше, чем, когда антифриз течет в мотор.
В данном случае утечка, скрытая и происходит в масло. Если уровень антифриза непрерывно уменьшается, при этом вы не видите никаких внешних признаков утечки, это повод для беспокойства. Очень старые машины как одна имеют уязвимое место, которым является прокладка ГБЦ. Она имеет свойство прогорать и если это случилось, антифриз потечет к цилиндрам, где будет сгорать. Вы можете увидеть это по белому дыму, выходящему из выхлопной трубы или же по пузырям в расширительном бачке при нажатии на педаль газа. Это довольно распространенное явление.
Пару моментов, чтобы понять, что теплообменник не в порядке
Но на сегодняшний день в машины повсюду ставят теплообменники, где антифриз и масло находятся очень близко друг к другу. Зачастую такое их положение и приводит к уходу антифриза. В случае, если теплообменник вдруг поломается, то масло и антифриз перемешиваются, что приводит к не очень хорошим последствиям. Поэтому, нужно знать несколько деталей, чтобы понять, что теплообменник не в порядке.
Первым делом следует проверить состояние масла и антифриза с внешней стороны. Антифриз в себе не должен содержать никаких вкраплений. Если антифриз загрязнен, ему непременно нужно заменить на новый. Но в случае, если вы вдруг поняли, что в него попало именно масло, нужно срочно действовать.
Говорят, что с проверкой антифриза на содержание масла, был весьма интересный случай. Неопытный водитель решил, что с антифризом проблема и отправился в автосервис. Там его автомобиль проверили, не бесплатно, но проблему не обнаружили. Не поверив, он решил отвезти машину к друзьям, чтобы те еще более тщательно ее осмотрели, но и те сказали, что все хорошо. Как позже выяснилось, такое умозаключение он сделал после того, как, засунув палец в бак, он почувствовал текстуру масла, не зная, что антифриз сам имеет маслянистую структуру. Эта история рассказывает, что не нужно проверять наличие масла таким способом, ведь эмульсию в бачке сразу заметно, особенно если мотор еще не остыл.
Наличие антифриза в масле также можно определить по эмульсии. Обратите внимание, что на верхней заслонке маслозаливной горловины иногда бывает незначительный белесый налет, но это не эмульсия, а всего-навсего конденсат. Если такое случилось, вытяните щеп уровня масла и взгляните на него. Если на нем нет следов эмульсии – волноваться нечего.
Иногда бывает, что антифриз уходит «в никуда». Так вот, в таком случае она уходит в АКП. Это такая себе недоработка инженеров, которые перестарались с теплообменниками АКП внутри радиаторов охладительной системы. Вы абсолютно не можете предусмотреть, в какой момент антифриз может там протечь. Чтобы проверить, вы можете действовать по тем же процедурам, что и когда вы проверяете смешивание моторного масла с антифризом: необходимо тщательно следить, чтобы антифриз не успевал даже минимально загрязниться, а также наблюдайте состояние масла АКП. Со вторым могут возникать сложности, тем более, если коробка не имеет щупа, но лучше повозиться с этим, чем убить свой автомобиль смесью масла с антифризом.
По сути, поддерживать уровень антифриза стабильный не очень сложно, важно тщательно наблюдать за охладительной системой, своевременно менять помпы, сам антифриз, а также держать состояние пробки расширительного бачка под контролем. Исправность кнопки охладительного бачка чрезвычайно важно для уже не новых машин, ведь повышенное давление способно поломать работающие на износ патрубки или радиатор.
Если вы сами никак не можете обнаружить место утечки, не делайте глупостей и не следуйте советам с Интернета, утверждающие, что в систему нужно засыпать горчичный порошок или табак. В редких случаях это может помочь, но рисков больше, поэтому лучше отремонтировать традиционным способом. Важно обратить внимание, что пары антифриза вредны для здоровья, поэтому в случае утечки действовать нужно незамедлительно.