Любое транспортное средство, в том числе легковой автомобиль, всегда управляется водителем. Поэтому сейчас большое внимание уделяется системам защиты и безопасности. Но многие не знают, что различают две системы безопасности: активная и пассивная. Об активной безопасности известно всем, о ней всегда подробно рассказывают продавцы автомобилей, часто пишут в СМИ. Но на вопросы о пассивной безопасности немногие могут ответить правильно.
Что же такое пассивная безопасность автомобиля?
Пассивная безопасность – это совокупность свойств автомобиля, отличающаяся уникальностью конструкции и эксплуатационными характеристиками, которая при попадании в аварию обеспечивает самую высокую степень защиты. Активная система безопасности призвана предохранить транспортное средство от аварии. Пассивная же система безопасности начинает функционировать только после свершившегося факта аварии, и направлена на защиту людей, которые в это время находятся в автомобиле.
Читайте также: Как срочно и дорого продать авто в Минске
Всем известно, что основные испытания автомобиль проходит по время краш-тестов, которые выявляют наиболее незащищённые места в конструкции. В целях снижения последствий аварии используется целая система приспособлений и устройств, основная цель которых - уменьшить последствия ДТП. Различают две основные группы системы пассивной безопасности:
Внутренняя система, которая состоит из следующих элементов:
- Всем известных подушек и ремней безопасности;
- Подголовников и подлокотников, входящих в конструкцию сидений;
- Элементов кузова, которые поглощают энергию удара;
- Мягких элементов оформления салона.
В систему же внешней безопасности входят такие детали и изделия:
- Передний и задний бамперы;
- Конструктивные выступы на кузове;
- Стекла окон и дверей;
- Узлы усилителей стоек.
Повышенный интерес к системам пассивной безопасности стал появляться после того, как начали появляться публикации на эту тему. Большую активность в популяризации этого вопроса играет Европейская программа оценки новых автомобилей - Euro NCAP (European New Assessment Programme). Эта независимая организация на профессиональной основе проводит краш-тесты всех выходящих на рынок новых моделей, присуждая рейтинг безопасности по результатам проверки активной и пассивной систем безопасности. Их целью является предоставление достоверной информации, полученной по результатам краш-тестов, владельцам автомобилей о любой из составляющих системы защиты.
Получаемые при этом данные наглядно показывают в динамике всю последовательность работы элементов системы пассивной безопасности.
Внутренняя пассивная безопасность
Вся система внутренней пассивной безопасности и входящие в неё элементы создана для того, чтобы обеспечить максимальный уровень защиты водителя и пассажиров автомобиля, попавшего в аварию. При этом очень важным фактором является обязательное использование этого специального оборудования строго по его назначению. Соблюдение всех установленных изготовителем правил позволяет получить наивысший уровень защиты. Ниже рассмотрим основные элементы системы внутренней пассивной безопасности.
Основным элементом системы безопасности является кузов. От того из какого материала изготовлен кузов, его физического состояния и конструктивных особенностей зависит его возможная деформация при аварии, а значит и прочность самого автомобиля. Для того, чтобы при ДТП части механизмов, находящихся в моторном отсеке, не попали в салон, применяют, так называемую, «решётку безопасности» - прочное устройство, работающее как щит и не позволяющее другим механизмам проникать в салон.
Защита салона от конструктивных элементов обеспечивается целым комплексом устройств и технологических решений, которые предохраняют водителя и пассажиров от травм и увечий. Так, например, некоторые модели автомобилей оснащаются складывающимися рулями, чтобы предотвратить нанесение вреда водителю. Кроме того применяются специально разработанные травмобезопасные педальные узлы, которые в случае аварии автоматически отсоединяются от креплений и тем самым предохраняют ноги водителя от увечий.
Для обеспечения максимальной безопасности при использовании подголовника, необходимо правильно рассчитать высоту его установки, исходя из индивидуальных физиологических характеристик водителя.
Раньше применялись только двухточечные ремни безопасности, которые удерживали пассажира обычной стяжкой через грудь или живот. В настоящее время в автомобили устанавливают многоточечные ремни безопасности, которые гораздо более эффективны. Они позволяют распределять аварийную нагрузку равномерно по всему телу, тем самым предохраняя отдельные части от травм. Ремни безопасности считаются наиболее важным элементом пассивной системы безопасности.
Уже в середине прошлого века подушки безопасности прочно заняли своё место в общей системе пассивной безопасности автомобиля. Сейчас автомобили, как правило, оснащаются несколькими подушками безопасности. Каждая из них защищает какую-то одну предполагаемую зону поражения, а все вместе надёжно прикрывают водителя и пассажиров со всех сторон. Принцип действия подушек безопасности состоит в стремительном наполнении их воздухом при столкновении. Движущийся по инерции водитель сталкивается с подушкой, а не с травмоопасными элементами конструкции.
Сидения фиксируют удобное положение пассажира или водителя на месте, а подголовники, являясь частью сидения, как раз и защищают шейные позвонки водителя в момент аварии, не давая запрокидываться голове.
При изготовлении современных автомобилей стали часто применять высоконапряжённые листы металла. Это, во-первых, снижает его массу, а во-вторых, делает автомобиль более жёстким к ударам.
Всё большее применение находит система областей активного разрушения. Она состоит в том, что при ударе детали сами разрушаются, но при этом принимают на себя значительную часть кинетической энергии. Таким образом, ценой разрушения автомобиля обеспечивается сохранность жизни и здоровья водителя и пассажиров.
Для примера можно привести конструкцию каркаса кузова Smart автомобиля, где ещё на стадии разработки важнейшей целью стала система пассивной безопасности.
Внешняя пассивная безопасность
Элементы внешней системы пассивной безопасности призваны при аварии сохранить жизнь и здоровье пешехода.
Современные бамперы изготавливаются с несколькими поглощающими кинетическую энергию элементами, причём они имеются как в передних, так и в задних бамперах. Проще говоря, в момент столкновения бамперы сминаются и тем самым гасят энергию удара. Это не только защищает пешехода, но и способствует уменьшению повреждений в салоне транспортного средства.
Выступы, находящиеся на наружной поверхности автомобиля, на первый взгляд, не относятся к элементам системы пассивной безопасности. Но в большинстве таких конструктивных или декоративных элементов заложен принцип самодеструкции, то есть их действие аналогично работе бамперов при столкновении.
Приспособления для защиты пешеходов
Такие известные компании как Bosh, Siemens, TRV и другие уже много лет разрабатывают и внедряют дополнительные меры защиты для пешеходов, попавших в аварию. К примеру, сравнительно недавно появившаяся электронная система Electronic Pedestrian Protection функционирует следующим образом. В момент столкновения капот автомобиля автоматически поднимается, тем самым увеличивая площадь столкновения с телом пешехода. При этом увеличивается расстояние между капотом и двигателем, что также защищает от нанесения травм. Принцип действия очень похож на действие подушки безопасности.
Грамотно разработанная пассивная безопасноть авто это хорошо! Но лучше не проверять их действие на себе и других. Будьте внимательны за рулем вашего автомобиля и не пренебрегайте правилами поведения пешеходов на дороге!
Читайте также

Ремни безопасности: простое средство, спасающее жизни
С момента изобретения автомобили претерпели массу серьезных изменений. Это касается не только улучшения технических характеристик, которые делали машину более мощной. Важным моментом в этих видоизменениях играет обеспечение безопасности самого водителя, а также пассажиров.

Подготовка кодндиционера и системы охлаждения автомобиля к летнему сезону
Как подготовить кондиционер и систему охлаждения двигателя к летнему сезону
За комфортную поездку в автомобиле в знойную летнюю жару отвечает кондиционер, которым оборудуется большинство современных видов транспорта. Даже опытные водители нередко забывают, что кондиционер необходимо правильно подготовить после долгой зимовки. Если упустить из виду этот важный вопрос, в дальнейшем могут произойти поломки различных узлов системы кондиционирования.

Какой бензин выбрать: 92 или 95
Какое топливо предпочтительнее: 92 либо 95?
Это классический вопрос, которым задаются многие водители. И хотя руководство по использованию каждой машины включает в себя информацию по желательной марке горючего, дискуссии на эту тему не прекращаются. Быть может, причина кроется в том, что автомобилестроители определяют для своей продукции границы октановых чисел.

Что представляет из себя MPI двигатель? Принцип работы
Что представляют собой MPI двигатель?
На сегодняшний день MPI двигатель не пользуется огромной популярностью. Лишь некоторые владельцы транспортных средств смогут расшифровать данную аббревиатуру. В основном, с данным механизмом знакомы люди, которые интересуются авто или занимаются их продажей. MPI двигатель стал производиться на смену карбюраторным моторам, что стало новым словом в автомобилестроении. Однако с развитием новых технологий и этот тип мотора стал сдавать собственные позиции.

Ресурс двигателей современных авто
Насколько надежны двигатели в новых моделях автомобилей
При намерении приобрести автомобиль практически все покупатели интересуются такой характеристикой, как ресурс двигателя. Этот критерий важен с точки зрения надежности машины и во многом определяет целесообразность покупки конкретной модели. Двигатель имеет различные характеристики, но мощность, объем и даже расход топлива в последнее время постепенно отходят на второй план. С учетом высокой стоимости современных авто именно ресурс и надежность двигателей становится основными критериями выбора модели.

Как получить матовый цвет на авто
Матовая покраска автомобиля
Выбор машины всегда обусловлен вниманием ее будущего владельца не только к техническим характеристикам, но и внешнему виду. Так, если покупателя не устраивает цвет предлагаемого авто, то с большой долей вероятности он поедет к другому продавцу. Одно из решений приобрести автомобиль, который будет устраивать по всем характеристикам, - покраска машины в желаемый цвет. Сегодня повышенной популярностью пользуется матовый цвет.

Заправка автомобиля газом, преимущества и недостатки
Перед каждым автолюбителем со временем возникает дилемма, каким видом топлива пользоваться: газом или бензином. И если выбор пал на газ, то вначале нужно основательно подготовиться к его выбору.

Круиз контроль на механике. Как, что и зачем
Описание и характеристика опции круиз-контроля в автомобиле
Круиз-контроль, устанавливаемый в машинах с механической коробкой передач, - это система, предназначенная для поддержания скорости в определенных интервалах. Данная опция позволяет контролировать скоростной режим авто, если водитель зачастую совершает поездки на трассе или вынужден изо дня в день добираться до дома, расположенного загородом.

Как использовать приемы перекупщиков при продаже авто
Мы разобрались, какие основные приемы при продажах умело используют менеджеры и перекупы. Как можно их применить на собственном опыте продажи, если Вы не относитесь к профессиональным продавцам?

Когда нужно менять дворники в автомобиле
Дворники в автомобиле. На что обратить внимание
До недавнего времени практически все водители после парковки автомобиля снимали и брали с собой щетки стеклоочистителя. Это было обусловлено достаточно большим дефицитом автомобильных дворников, а, следовательно, их высокой стоимостью и множеством желающих их украсть. Сегодня такая идея наживы в голову уже не приходит даже мелки воришкам.