Пн.-Вс. 8:00-22:00
Минск ул. Прушинских, 31А
Ежедневно 8:00-22:00

В каждом автомобиле имеется две важные тормозные системы: основная и стояночная. Основная тормозит автомобиль во время движения, в то время как стояночная используется для его остановки. Но что такое стояночный тормоз и как он работает? Хотя стояночный тормоз присутствует в каждом автомобиле, его конструкция может существенно отличаться.

Сегодня все чаще классическим рычагам приходят на замену электронные системы, которые объединяют в себе несколько функций.

«Ручник» что это такое?

Стояночный тормоз, также известный как "ручник", является отдельным механизмом тормозной системы автомобиля, который предназначен для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии. Хотя его правильное название - стояночный тормоз, термин "ручник" более распространен среди водителей.

Это связано с тем, что тормоз активируется вручную, но это не всегда так. Конструктивно стояночный тормоз является самостоятельной системой, работающей на механике, в отличие от гидравлической системы основных тормозов.

ручной стояночный тормоз

Все автомобили, без исключения, оснащены стояночным тормозом. Обычно это простой рычаг или "умная" система, которая сама решает, когда блокировать или разблокировать колеса.

С точки зрения безопасности, стояночный тормоз предотвращает скатывание транспортного средства вперед или назад во время стоянки на уклоне, позволяет начинать движение на подъеме и защищает трансмиссию и основные тормоза от нагрузок, если автомобиль оснащен АКПП или при долгой стоянке на уклоне.

Стояночный тормоз активируется только после остановки автомобиля. Водители используют его на парковке, особенно если на улице есть уклон или подъем. Он также может использоваться при ожидании светофора, чтобы избежать необходимости постоянного удержания ноги на педали тормоза, что также уменьшает риск того, что автомобиль сдвинется на полосу встречного движения в случае столкновения.

ручник в авто с АККП

Кроме того, стояночный тормоз может быть полезен при долгой стоянке автомобиля на парковке, например, на время отдыха в поездке или на работе. В этом случае он защитит трансмиссию и основные тормоза от излишней нагрузки, которая может возникнуть при длительном использовании основных тормозов.

Как правильно использовать стояночный тормоз?

При остановке автомобиля необходимо выжать педаль тормоза и затем активировать стояночный тормоз, чтобы удержать машину в неподвижном положении. При трогании с места на подъеме рекомендуется сначала активировать стояночный тормоз, а затем переключиться на первую передачу и плавно отпустить сцепление, при этом машина начнет движение без риска скатиться назад.

кнопочный стояночный тормоз

Важно знать, что если стояночный тормоз неисправен или его неправильно использовать, то это может привести к серьезным последствиям. Например, машина может начать движение при остановке на уклоне или даже самопроизвольно двинуться на дороге, что может привести к аварии.

В связи с этим, необходимо регулярно проверять состояние стояночного тормоза и обращаться к специалистам в случае неисправности. Кроме того, водителям необходимо знать, как правильно использовать стояночный тормоз и придерживаться рекомендаций производителя автомобиля. Таким образом, использование стояночного тормоза является важной мерой безопасности на дороге, которая позволяет избежать многих неприятных ситуаций и сохранить жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

Разновидности стояночного тормоза

Разновидности стояночного тормоза в транспортных средствах могут отличаться как по способу активации, так и по типу привода, а также по числу блокируемых колес. Способ активации может быть ручным, ножным или кнопочным.

  • Ручной тормоз включается при помощи рычага, который расположен между водительским и пассажирским сиденьями.
  • Ножной тормоз представляет собой небольшую педаль слева от газа, тормоза и сцепления. Чаще всего он встречается на японских или американских автомобилях. 

ножной стояночный тормоз

  • Кнопочный тормоз располагается на центральной консоли возле селектора АКПП и включается/отключается через нажатие клавиши.

Тип привода также может отличаться. Механический привод состоит из стальных тросов, которые активируются при активации ручного тормоза. Электромеханический привод использует электромоторы и систему управления, интегрированную с бортовым компьютером, чтобы активировать тормозные суппорты каждого заднего колеса. Гидравлический привод использует давление жидкости, для которой требуется отдельная магистраль. Однако такая схема используется редко в массовом легковом автопроме из-за сложной конструкции и трудного обслуживания.

По числу блокируемых колес стояночный тормоз фиксирует только два задних колеса у подавляющего числа серийных автомобилей. Это связано с конструктивными особенностями, поскольку тянуть линию тросов и другие механизмы под "забитый" капот проблематично. В отдельных случаях стояночный тормоз удерживает переднюю ось, а также может стопориться карданный вал автомобиля, но такой тормоз называется трансмиссионным и на современные легковые автомобили уже не устанавливается.

Устройство «ручника»

  • Механический "ручник" состоит из нескольких элементов: рычага активации в салоне, тросов, храпового механизма и уравнителя. Для активации стояночного тормоза водитель тянет в салоне рукоятку, которая передает усилие на уравнитель. Затем тросы, идущие к тормозным механизмам задних колес, вытягиваются, активируя рычаг, который прижимает колодку стояночного тормоза к тормозному барабану или диску.

Одним из главных преимуществ механического "ручника" является его простота и удобство обслуживания. Кроме того, возможность регулировать силу трения вручную делает его еще более универсальным.

 механический ручник

Однако, как и у любой системы, у механического "ручника" есть и некоторые недостатки. Например, для того чтобы он работал исправно, его нужно использовать регулярно, иначе тросы могут заржаветь или окислиться. Кроме того, со временем тросы растягиваются, что может привести к уменьшению эффективности торможения. И наконец, рычаг привода занимает некоторое место в салоне, что может быть неудобно в некоторых случаях.

В целом, механический "ручник" является надежным и удобным устройством, которое помогает обеспечить безопасность при парковке автомобиля.

  • Электрический "ручник": новый уровень безопасности и комфорта на дороге

Современные производители автомобилей стремятся к инновациям, в том числе и в области электроники. И это не удивительно, ведь электронные системы позволяют создавать новые функции безопасности и повышать комфортность вождения. Одним из таких примеров является электрический "ручник".

Он представляет собой систему, включающую в себя кнопку включения и отключения, электромоторы, датчики сцепления и уклона, а также систему управления, интегрированную с бортовым компьютером. Активировав "ручник" в салоне, электродвигатель в каждом суппорте задних дисковых тормозов передает импульс редуктору и приводу винтового типа. В результате колодка прижимает колесо и оно блокируется.

электрический ручник

Преимущества электрического "ручника" очевидны. Он прост в активации и не занимает много места на центральной консоли. Кроме того, он значительно повышает безопасность на дороге, благодаря возможности не отключаться, пока водитель не пристегнет ремень или не сработает при скорости выше 8-10 км/ч. Еще одним плюсом является то, что тормоз включится самостоятельно спустя некоторое время после того, как перестанет работать мотор.

Однако, есть и некоторые минусы. Система электрического "ручника" сложнее и дороже в ремонте, поэтому в случае поломки может потребоваться значительный ремонтный бюджет. Также стоит отметить, что в случае разрядки аккумулятора или пропадания напряжения в сети, "растормозить" колеса будет невозможно. И, конечно же, стоит помнить, что эта система не предназначена для трюков на дороге, таких как дрифт или полицейские развороты.

Тем не менее, электрический "ручник" - это новый уровень безопасности и комфорта на дороге, который уже стал нормой в многих современных автомобилях.

Неисправности ручника

Проверка стояночного тормоза является важной частью технического обслуживания автомобиля. Существует несколько типичных неисправностей, которые могут возникнуть как у барабанных, так и у дисковых тормозов.

неисправности стояночного тормоза

Для барабанных тормозов наиболее распространенными неисправностями являются износ задних тормозных колодок, растяжение или обрыв тросов ручного тормоза, а также «закисание» механизма, если стояночный тормоз используется редко. Для дисковых тормозов неисправности могут возникать из-за износа колодок ручного тормоза, расположенных внутри тормозного диска. Работа электрической системы также может быть связана с неисправностью проводки и электромотора.

Проверить работу стояночного тормоза можно в любом автосервисе или на плановом техническом обслуживании. Тем не менее, есть несколько простых «народных» способов, которые помогают оценить состояние системы. Например, можно проверить, не держит ли автомобиль на подъеме или склоне. Для этого его паркуют на уклоне и включают ручник. Если машина покатится, значит система неисправна.

неисправности ручника

Также можно поднять автомобиль на подъемнике или домкрате и попытаться руками провернуть одно из задних колес. Если стояночный тормоз исправен, то колесо будет жестко заблокировано. Наконец, для автомобилей с МКПП можно проверить работу стояночного тормоза, включив первую скорость и нажав до упора на педаль газа. Если стояночный тормоз исправен, то автомобиль дернется и сразу заглохнет. В противном случае потребуется проверить исправность системы.

Проблемы с эксплуатацией ручника: как избежать ошибок?

Ручник – это важный элемент тормозной системы автомобиля, который обеспечивает его удержание на месте в любых условиях. Но далеко не каждый водитель знает, как правильно использовать ручной тормоз, что может привести к неприятным последствиям.

Ошибки в использовании ручника могут быть различными, но большинство из них актуальны для механических стояночных тормозов. Электронные системы, которые сейчас используются во многих автомобилях, умеют обходить многие из них, и с точки зрения эксплуатации они почти идеальны. Вот некоторые распространенные ошибки, которые нужно избегать:

ошибки в использовании ручника

  • Движение на ручнике, даже если это случайно или намеренно, может привести к быстрому износу тормозных колодок. Не забывайте, что ручник не предназначен для удержания автомобиля при движении, его главная задача – это остановка и удержание автомобиля на месте.
  • Постановка автомобиля на ручник зимой. В современных автомобилях примерзание колодок почти исключено, говорят эксперты. Однако, на автомобилях с тросовым механизмом стояночного тормоза такая вероятность все еще существует. В автомобилях с электронным ручным тормозом такой проблемы не возникает.
  • Трюки на автомобиле в стиле «Форсажа» могут привести не только к растяжению тросов, но и их обрыву. С электронным ручником полихачить не выйдет – система просто не даст выполнить маневр.
  • Не полностью поднятый рычаг стояночного тормоза также может иметь неприятные последствия, вплоть до ухудшения свойств тормозной жидкости. Поэтому перед выходом из автомобиля всегда убедитесь, что ручник поднят до конца.

Используя ручной тормоз правильно, вы можете сохранить свой автомобиль в отличном состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге. Если у вас возникли какие-то сомнения в работе ручника, не стоит заниматься экспериментами, лучше обратиться к профессионалам.

Оценка стоимости автомобилей

Заполните форму онлайн-оценки рыночной стоимости автомобиля
Укажите все данные Вашего автомобиля ...
... и получите достойную и реальную рыночную цену автомобиля
Наши публикации в популярных изданиях

Пресса о нас

Вы находитесь далеко от Минска? Не беда!

Работаем по всей Беларуси

Выкуп авто в РБ

Наша компания имеет представительства во всех крупных городах Беларуси, поэтому автоскупка в Вашем городе происходит в самые короткие сроки. Опытные оценщики автомобилей готовы бесплатно выехать в самые отдаленные точки РБ. Мы осуществляем выезд на осмотр автомобиля по всей территории Беларуси.

Выкупаем все популярные марки

Марки выкупаемых автомобилей

Что о нас пишут клиенты

Отзывы клиентов нашего выкупа

ОТЗЫВЫ
Автомобили продают здесь
Cookies Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies