Что такое ДУТ?

Блог
9 января 2019 г.
3288

Характеристики, назначение, виды, принцип работы ДУТ

Все современные автомобили оборудуются специальным датчиком, который необходим для регулярного контроля за уровнем топлива и исключения  ситуаций с неприятными последствиями на  дороге. Датчик отображает объем жидкости в баке и километраж, на который его хватит. Каждый автовладелец должен знать об особенностях ДУТ (датчик уровня топлива) и принипе его работы.

Датчик уровня топлива

 Читайте также: Выкуп авто в Минске и по РБ

Место расположения

Датчик устанавливается непосредственно в баке для топлива, а визуально он выглядит как зонд из металла с небольшой электронной головкой и отображающейся на экране информацией об объеме жидкости. Датчик рассчитан на баки практически любого объема и неограниченный срок службы. Цифровые модели выдают информацию с небольшой погрешностью – всего до 1 %.

Характеристики

Свисающий с устройства и связанный с резистором поплавок всегда располагается на поверхности топлива в баке. При изменении объема жидкости в баке показания датчика корректируются под воздействием изменяющегося внутреннего давления. По критерию способа передачи сведений на электронный блок ДУТ различаются:

  • Поплавочный.
  • Ультразвуковой.
  • Магнитный прут.
  • Электрический конденсатор.

На дорогостоящих современных авто используется, как правило, ультразвуковой датчик, работающий идентично радару. Принцип действия – фиксация  импульсов и время отражений от стенок бака. Для выявления дефектов и поломок такого датчика требуется  обследование электроники машины с помощью компьютера и квалифицированными специалистами.

Датчик в виде электрического конденсатора визуально выглядит как две трубки с дырочками, которые вставлены друг в друга. Через отверстия внутрь попадает топливо и изменяет емкость конденсатора, на что мгновенно реагирует датчик. При уменьшении объема топлива емкость такого конденсатора увеличивается. Датчик поплавочного типа работает по тому же принципу, когда поплавок в трубке перемещается  в зависимости от уровня жидкости.

Характеристики ДУТ

ДУТ отличаются между собой и по форме в зависимости от того, для бака какой формы они предназначены. Так, датчики с шарообразным поплавком устанавливаются на полноприводную технику, а устройства с прямоугольной формой – для переднеприводных.

Считывание информации

При наличии в авто бортового компьютера данные о топливе отражаются на экране. Это происходит за счет направления датчиком сигнала на цифровой преобразователь, который превращает его в код, отображаемый компьютером на приборной панели. Эти датчики выдают очень точные данные, но требуют грамотной настройки.

При отсутствии компьютера на авто сведений об объеме жидкости обрабатывается специальной схемой и отображается затем на приборной панели.

Неисправности ДУТ

Причин неисправностей ДУТ может быть несколько:

  • Отсутствие герметичности в поплавке.
  • Загиб проволочного держателя.
  • Отсутствие фиксации резистора.
  • Разгерметизация корпуса.
  • Плохая фиксация датчика в баке.

При отсутствии герметичности в поплавке датчик будет отображать отсутствие топлива в баке даже при его наличии. Устранить неисправность можно заменой датчика или поплавка. Отображение данных о топливе при загибе проволочного держателя будет зависеть от вектора такого загиба. При загнутом вверх держателе датчик отображает полный бак, а вниз – наоборот, недостаточность топлива. В этом случае необходимо заменить устройство или попытаться выпрямить держатель. Такая неисправность может стать следствием механического воздействия на бак, аварии или просто частой езды по неровной местности. Корпус датчика может стать неисправным по причине аварии или использования некачественного топлива. При обрыве резистора датчик также будет отображать недостоверные сведения. Часто при неисправности ДУТ в салоне авто могут появляться запахи топлива.

Неисправности ДУТ

Качество используемого топлива

Неисправность ДУТ может проявиться и при использовании топлива низкого качества. Большое содержание в топливе серы может вызвать коррозию деталей оборудования, что может повлечь за собой полную или частичную неработоспособность.

Ошибки, влекущие искажение данных

Искажение данных об уровне топлива может проявляться при неправильном монтаже ДУТ, нарушении правил эксплуатации авто, по другим причинам. К самым распространенным ошибкам, влекущим искажения данных о топливе, можно отнести:

  • Расположение датчика не по центру бака. При движении авто топливо в баке поласкается во всех направлениях, что может стать причиной к перепадам окончательных показаний уровня топлива. Если автомобиль по причине особенной конструкции не дает возможность установки датчика по центру бака, то для них специально изготавливаются ДУТы с изогнутыми трубками.
  • Редкий запрос информации. Запрос данных о топливе в баке должен проводиться каждый 15 – 30 секунд, что обеспечивается настройкой датчика. Это позволит гарантировать точные показания уровня жидкости в емкости.
  • Движение по пересеченной местности. При частой эксплуатации техники в местности со склонами и ямами получать точные показания об уровне топлива практически невозможно.
  • Два топливных бака в конструкции авто. При установке одного датчика на два бака данные о топливе могут не соответствовать действительности, поскольку при движении авто жидкость переливается из бака в бак. Единственным решением станет установка двух датчиков и их объединение с помощью программной настройки.
  • Касание трубкой дна бака. Прикосновение трубкой дна или стенок бака может повлечь ее деформацию, а, соответственно, показаний датчика. Фиксироваться трубка должна так, чтобы до дна бака она не доставала примерно 5 мм.
  • Окисление разъемов. Окисление контактов может провоцировать периодический отказ датчика. Устранить неисправность можно за счет своевременной смазки разъемов.
  • Недостаточное электроснабжение. Недостаток электричества может стать причиной отключения устройства или неверного отображения информации. В этом случае следует привести в норму режим энергопотребления.
  • Поломка вентиляционного клапана бака. Недостаточная вентиляция бака при сильном нагреве будет способствовать искажению данных о топливе.
  • Неправильная настройка датчика. Настраивать датчик рекомендуется при смене вида используемого топлива или для профилактики – каждые полгода.

Замена

Замена ДУТ или его ремонт требует его снятия. Для этого необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора и обеспечить доступ к месту расположения детали. Возможно, эта работа содержит необходимость снятия коврика и обивки с багажника. Затем нужно открутить крепление предохранительного кожуха, если он имеется сверху устройства, и все очищается от пыли. Чтобы не перепутать провода, рекомендуется промаркировать их, а затем – отсоединить. После этого остается только демонтировать сам ДУТ из бака.

Замена ДУТ

Установка

Алгоритм последовательности установки ДУТ и его подключения выглядит следующим образом:

  • Очистка места фиксации устройства от герметика.
  • Прикладывание прокладки к отверстию в баке и их точное совмещение.
  • Установка электронного блока и опускание внутрь бака поплавка.
  • Смазка прокладки герметиком и затягивание болтов.
  • Подключение проводов к аккумулятору и проверка работоспособности устройства при заведенном двигателе.

Провода ДУТ подсоединяются к бортовому контролеру по цвету, за исключением интерфейса А – белый к оранжевому.

При движение авто первые 30 километров нужно проверять устройство на утечку, в том числе, осмотром места под ковриком багажника. Проверка предполагает и полную заливку бака топливом и проверка показаний прибора.

Настройка

Процесс настройки необходим для максимально точных показаний системы и обозначения объема топлива в баке в литрах. Самый легкий способ настройки – пролить бак, но этот вариант потребует больших временных затрат. Настройку можно провести самостоятельно или воспользоваться услугами специалистов автосервиса.

Настройка мастерами производится с использованием персонального компьютера и специального программного обеспечения – Ls Conf. Устройство к компьютеру подключается через специальный адаптер, а показания датчика фиксируются при пустом баке. После этого в бак заливается топливо постепенно порциями от 1 до 20 литров, пока график на мониторе не начнет расти. С учетом объема топлива все данные фиксируются в особую таблицу, в соответствии с которой в дальнейшем формируется график расхода топлива в период. Тестирование и настойка проводится до полного заполнения бака. После этого все данные сохраняются в памяти датчика.

Настройка ДУТ

Контроль расхода      

Владельцы авто и предприниматели благодаря наличию такого датчика могут контролировать расход топлива на машине. С его помощью можно установить место заправки авто, объем находящегося в баке топлива, его расход на определенное расстояние. Вся эта информация поможет владельцам авто исключать кражу топлива водителем или другими лицами и прочие злоупотребления. Это необходимо, например, для владельцев компаний – грузоперевозчиков, экспедиторов и других субъектов бизнеса.