Как поменять маслосъемнеые колпачки без специалистов
Сальники клапанов, ещё именуемые за свою характерную форму маслосъёмными колпачками, выполняют в двигателе две противоположные функции. С одной стороны, они уплотняют масляный переход от верхней части стебля клапана, расположенной в пространстве масляного тумана зоны распределительных валов, а с другой – должны всё же пропускать небольшую часть масла для смазки пары трения клапан-втулка. Тепловой зазор там минимален, и при работе двигателя за счёт нагрева стебля выбирается практически в ноль, что без масляной плёнки привело бы к подклиниванию клапана в направляющей втулке.
Пропускать через зазор излишки масла очень нежелательно. Разность давлений способна перенести через втулку значительное его количество, в результате чего масло будет поступать в рабочую смесь, образуя нагар и увеличивая расход.
Конструкция сальника
Посадка клапана в направляющей втулке в определённой степени плавающая, поскольку, как уже упоминалось, там присутствует тепловой зазор. Отсюда к сальнику предъявляются высокие требования по упругости материала, что дополнительно усложняется его небольшими размерами. Типовой диаметр стебля варьируется у разных двигателей в диапазоне 6-8 миллиметров. Уплотнение обеспечивается за счёт упругой деформации синтетической резины сальника, а его рабочая кромка поджата кольцевой пружиной. При старении в условиях высокой температуры и агрессивной среды материал твердеет и теряет свои изначальные свойства.
По способу фиксации сальники подразделяются на два типа:
- Колпачок имеет цилиндрическую форму и напрессован на верхнюю выступающую кромку втулки. Для снятия и аккуратной запрессовки на место потребуются специализированные приспособления. Так устроено большинство клапанных уплотнений;
- Конструкция сальника имеет вид цилиндра с выступающим плоским фланцем, который поджимается нижней частью клапанной пружины. Такой тип упрощает установку и демонтаж. Дополнительным преимуществом является меньший нагрев арматуры колпачка за счёт отсутствия непосредственного контакта с втулкой, что актуально для уплотнения выпускного клапана.
Детали разных производителей отличаются качеством материала упругого уплотнения. Для лучших применяется фторсодержащий каучук.
Читайте также:Как продать авто в Могилеве выгодно и быстро
Периодичность замены уплотнений
Срок службы сальника сильно зависит от его качества и от конкретного мотора, в котором он применён. В среднем можно назвать ориентировочную цифру в 100 тысяч километров пробега. Но практически сальники заменяются либо при переборке головки двигателя, либо когда тест на определение причин повышенного масляного угара определит вину маслосъёмных колпачков.
Чаще всего это проявляется, когда после сброса газа или в первый момент перехода двигателя на режим принудительного холостого хода из выхлопной трубы вылетает комок сизого дыма. В отличии от расхода масла через кольца, когда дымление имеет стабильный характер и зависит от оборотов установившегося режима. Также при расходе через втулки клапанов больше страдают свечи, на них появляется характерный масляный нагар, он более светлый, чем при нарушениях в смесеобразовании, и обладает структурой.
Операции демонтажа перед заменой сальников клапанов без съёма головки
При отсутствии других неисправностей головку блока с двигателя снимать нет необходимости. Достаточно демонтировать клапанную крышку, разобрать привод механизма газораспределения, снять распредвалы и толкатели или коромысла клапанов, в зависимости от исполнения мотора.
Помимо стандартного набора инструмента, используемого при ремонте автомобилей, потребуется некоторое количество специализированных приспособлений:
- Съёмник клапанных пружин, обычно называемый рассухаривателем. Это приспособление позволит нагрузить пружины для удаления сухарей, удерживающих верхние тарелки пружин;
- Съёмник колпачков. Обычно он представляет собой зажим цангового типа, плотно охватывающий сальник и снабжённый силовым механизмом в виде винта или обратного молотка;
- Для удаления и установки сухарей со стебля клапана потребуется пинцет;
- Оправка для запрессовки новых колпачков. Удары по ним должны наносится строго в предусмотренный места, на которые и опирается оправка.
Порядок действий
- Снять верхнюю крышку клапанного привода и кожухи передней стороны двигателя. Установить коленчатый вал в положение, предусмотренное для замены ремня;
- Ослабить натяжение ремня ГРМ, снять его с ведомых шкивов распределительных валов и отсоединить шкивы;
- Отвернуть крепления и снять распредвалы. При необходимости заменить сальники распредвалов;
- Удалить толкатели клапанов, гидрокомпенсаторы или коромысла, чтобы получить свободный доступ к клапанным пружинам. Вывернуть свечи;
- На некоторых двигателях придётся применить специальное приспособления для фиксации клапана через свечное отверстие. Можно использовать отрезок толстой верёвки. На других моторах достаточно поджать клапан мощной отвёрткой;
- Установив рассухариватель, создать усилие на верхнюю тарелку пружины, после чего слегка пристукнуть по ней молотком. Пружина сожмётся и можно будет пинцетом удалить сухарики. Обращаться с ними осторожно, они имеют свойство подбрасываться пружиной и безвозвратно теряться. Лучше иметь несколько запасных;
- Сняв пружины и их тарелки, надеть цанговый съёмник и демонтировать колпачок;
- Аккуратно, с помощью приспособления напрессовать новый;
- Установить в обратном порядке пружины, сухарики и убедиться, что они встали на своё место. Если клапан рассухарится при работе мотора, последствия будут затратными;
- Проделать операции для всех прочих клапанов;
- Сборка осуществляется в обратном порядке, уплотнения клапанной крышки заменяются на новые. Следует проверить состояние ремня ГРМ и его роликов, при появлении подозрений лучше сразу заменить и эти детали. Тщательно проверить установку ремня по контрольным меткам.
На качестве сальников лучше не экономить. Замена их занимает много времени и требует определённого уровня квалификации. Лучше использовать изделия проверенных фирм, тем более, что цена деталей даже в этом случае достаточно низкая. Несравнимо с затратами на проведение внеплановой работы по их замене. Использовать оригинал необязательно, как правило, в фирменной упаковке лежат те же детали, которые под маркировкой производителя в разы дешевле.
Нельзя демонтировать колпачки плоскогубцами. Направляющая втулка клапана обычно изготовлена из хрупкого материала и её легко повредить. А замена втулки является сложной операцией.
При запрессовке сальника на место надо чётко убедиться, что он дошёл до упора. Это легко определить по изменению характера реакции оправки на удары молотка. Крайности тут неуместны, как недопустимо лишь наживить сальник, так и перестараться с силой удара, маленький колпачок легко деформируется. Если такое случится, его надо снова заменить. Поэтому покупать сальники следует с небольшим запасом.
При надевании сальника на стебель клапана важно не повредить его рабочую кромку. Обычно в комплекте прилагается специальная технологическая накладка на стебель, по которой легко надевается смазанный моторным маслом колпачок.
Читайте также
Почему закипает антифриз
Причины и следствия закипания антифриза
Чтобы избежать критических неисправностей, связанных с перегревом силовой установки, следует не допускать закипания охлаждающей жидкости в системе. Даже небольшая поломка может привести к этому явлению, поэтому крайне желательно своевременно разобраться и устранить неисправность. Данный обзор посвящён рассмотрению причин кипения жидкости, а также методов ликвидации и профилактики этого явления.
Автомобильные лайфхаки для комфортной езды
Заядлый автолюбитель постоянно получает большое количество стрессовых эмоций. Да и езда не постоянно приносить одно удовольствие.
Как слить топливо из бензобака: тонкости процесса
Как правильно слить топливо из бензобака
Особых навыков для наполнения бензобака топливом не требуется. Однако иногда возникают обстоятельства, при которых необходимо осуществить слив продукта, и вот тогда начинаются проблемы, особенно если маневр нужно совершить быстро. Существуют разные способы для освобождения бака. Каждый автолюбитель должен быть в курсе проведения данной манипуляции.
Рейтинг "миллионников"! Перечень двигателей-легенд
В авто мире сегодня существует бесчисленное количество мифов о не ломающихся моторах. Эти легенды были особо актуальны во времена противостояние моторостроителей из Германии, Японии и США. Но самое главное в этом, что все эти «сказки» – не просто сказки.
Поддержание чистоты в салоне - легко
Как правильно поддерживать чистоту в салоне авто?
Эксплуатируя свой автомобиль, следует не только проводить регулярный визуальный осмотр кузовных элементов и внутренних механизмов, но также следить за состоянием салона, который со временем загрязняется пылью и песком. Средствами для ухода являются специальные виды автохимии. Очистку салона легко выполнять самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных химчисток.
Приметы и суеверия автомобилистов
Любой человек верит в приметы, хотя не каждый в этом признается. Кто-то верит в то, что черная кошка, перебежавшая дорогу, приносит несчастье, кто-то, почесав правую руку, ждет предполагаемую встречу.
Женский и мужской стили вождения, а также о том, как ведут себя за рулём блондинки
Блондинки водят машину не так, как обычные женщины
Стиль вождения брюнеток, пегих, рыжих, пепельных не похож на стиль вождения блондинок. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины.
Секреты долговечности автомобиля: Как увеличить срок службы своего авто?
Своевременное обслуживание и бережное отношение к автомобилю являются ключевыми факторами для продления его срока службы. В этой статье мы рассмотрим важные меры, которые владельцы автомобилей могут предпринять, чтобы увеличить долговечность своего авто.
Как убрать ржавчину с кузова автомобиля
Каждый владелец автотранспортного средства с истечением некоторого времени сталкивается с появление коррозии на своём железном коне. Конечно в идеале проводить предварительно профилактические меры, чтобы не допускать появления ржавчины, однако, как говорит статистика – этим правилом большинство автолюбителей постоянно пренебрегают.
Обычный или угольный салонный фильтр
Какой салонный фильтр лучше выбрать - угольный или обычный
Чтобы создать действительно здоровую среду в салоне автомобиля, дабы пассажиры и водитель наслаждались поездкой, необходимо выбрать хороший фильтр для салона. Замену фильтра осуществляют два-три раза в год, но некоторые водители не брезгуют менять фильтр после преодоления пробега в 10 000 – 15 000 километров. Но сложность заключается в том, что фильтры с простыми элементами не являются единственным выбором, а вместе с ними продаются и угольные фильтры. Автомобилисты часто спорят между собой про эти два вида фильтров, ведя своеобразные баталии на автомобильных форумах.