Как самостоятельно проверить работу термостата в авто
Система охлаждения автомобиля имеет жидкость, температура которой может колебаться в большом диапазоне. Чтобы контролировать эти колебания на авто, существует такой специальный механический элемент, как термостат. Это устройство справляется с 2 функциями – предотвращает перегрев силового агрегата и допускает быстрый старт работы мотора. Через какое-то время элемент изнашивается и становится непригодным для работы. Это негативно сказывается на двигателе. Чтобы вовремя обозначить такой момент, необходимо знать способы проверки термостата, которая осуществляется прямо на автомобиле. Тогда при выявлении присущих этому элементу признаков поломки есть возможность его демонтировать и дополнительно испытать.
Читайте также: Срочный выкуп авто в Минске
Как работает термостат?
Эта деталь очень чувствительна к температуре и при нагревании свыше 87-93 °С открывает заслонку. Защитный процесс начинает работать от расширения специальной жидкости, которая чувствительна к перемене температуры окружающей среды (антифриза).
У термостата имеется заслонка, которая плотно закрывается. Сам он расположен в индивидуальном корпусе и считается самостоятельным элементом. Однако есть и изделия без корпуса, которые устанавливаются внутрь двигательного канала.
Последовательность действий работы термостата
- При старте мотора, когда он еще холодный, антифриз течет по малому кругу. Круг этот представляет собой путь через водяную рубашку двигательного блока и микротеплообменник. Нагрев двигателя ускоряется за счёт перекрытия прохода к главному радиатору заслонкой.
- Когда температура достигает определенных показателей, заслонка начнет открываться и пропускать какой-то объём жидкости для охлаждения в главный радиатор.
- При нагреве мотора большей чем 90°С, проход открывается до конца. Тосол начинает бежать по большому циркуляционному контуру.
Самые первые и основные признаки неисправности термостата это: перманентное «кипение» или отсутствие возможности нагреть силовой агрегат, преимущественно в холодное время года.
Причины и проявления возможной поломки
Есть 3 вида неисправности автомобильного термостата:
- при нагревании заслонка полностью закрыта и тосол не попадает в радиатор;
- клин заслонки в полуоткрытом положении;
- клин заслонки в абсолютно открытом положении.
Примечание. Данные неисправности могут происходить из-за двух причин: элементарное изнашивание детали или плохое качество охлаждающей жидкости, которая оставляет налёт на внутренней части стенок системных деталей и труб. Похожий эффект появляется, если залить обычную или дистиллированную воду.
При первом варианте нагретая жидкость не способна дойти до основного радиатора, и её охлаждение происходит в салонном отопителе. Как итог – двигатель страдает от перегрева, а антифриз в расширительном бачке закипает. Эта поломка провоцирует образование пара и его выделение через клапан пробки. Соответственно, можно услышать тихое шипение. Температурная стрелка на приборной панели будет расположена в критической красной зоне.
Проблематично определить поломку термостата при заклинившей заслонке в полуоткрытом положении. Двигатель долго не может набрать стандартную температуру, а уже при нормально прогретом двигателе часто срабатывает вентилятор, который принудительно охлаждает радиатор. Такая проблема хорошо выявляется летом, в жару. Так как половина тосола в этот момент циркулирует по малому контуру, то электрический вентилятор, несмотря на отсутствие перегрева, работает практически постоянно.
Внимание! Похожие признаки могут иметь и другие корни. Например, воздушная пробка, образовавшаяся в охладительной системе машины. Поэтому перед тем, как заменить термостат, его необходимо дополнительно проверить.
В последнем варианте, когда заслонка всегда открыта, мотор может достичь температуры, пригодной для работы, только в летний сезон. Это происходит потому, что антифриз всё время циркулирует по большому кругу и охлаждается радиатором постоянно. Особый дискомфорт этот вид поломки приносит зимой, когда печка практически не нагревается.
Способы диагностики устройства
Самостоятельная проверка работоспособности термостата возможна непосредственно на автомобиле. Подобная диагностика чаще всего дает правдивый результат. Когда мотор полностью остыл, можно начинать проверку: завести его и иногда прикладывать руку к низу радиатора и отходящему к двигателю патрубку.
Рабочее состояние термостата выявляется по следующим характеристикам:
- В самом начале прогревания радиатор и патрубки были абсолютно холодные;
- Когда охлаждающая жидкость приобретает температуру 40-60 °С, верхний подающий шланг начинает нагреваться. При этом нижний не меняет температуры;
- Если тосол достигает температуры 95 °С, вся поверхность теплообменника и нижний патрубок нагреваются. Это сигнал о том, что заслонка открылась и антифриз пошел по большому контуру.
Такую проверку следует осуществлять перед тем, как датчик сработает и самостоятельно включит вентилятор.
Если результат не соответствует норме, то это может означать следующее:
- Входной и выходной патрубок с реостатом становится сразу горячим - означает, что термостат заклинил открытым. Жидкость сначала идёт по большому кругу, из-за чего происходит нагрев.
- Когда температура достигает 90°С, а теплообменник и отходящий шланг не нагреваются, это сигнализирует что заслонка наоборот плотно закрыта. Следовательно, элемент пришел в негодность.
- Низ радиатора немного теплый, а верх горячий – термостат работает в полуоткрытом состоянии.
Разница меду первыми двумя случаями и последним пунктом в том, что последний вариант обязательно необходимо подтвердить. Очень сложно ставить правильный диагноз, если антифриз течет в двух направлениях по совершенно разным путям. Подобный неоднородный нагрев теплообменника, непрерывная работа вентилятора и прыжки температуры являются косвенными признаками. Подобным образом может вести себя и присутствие воздушной пробки в охладительной системе.
Чтобы правильно определить работоспособность термостата, необходимо демонтировать его с авто.
Как разобрать и диагностировать элемент?
Алгоритм:
- Дождаться остывания мотора. Слить антифриз – сначала из цилиндрического блока, после из самого радиатора. Делать это проще в широкую ёмкость с низкими бортиками.
- Разжать хомуты патрубков к элементу. Отключить их и достать прибор.
- Можете провести зрительный осмотр заслонки на закрытие открытие, а для того, чтобы точно удостовериться в ее неисправности, необходимо нагреть на обычной плите воду в кастрюле. Перед закипанием опустить туда термостат и проанализировать поведение заслонки. Она должна сразу же открыться.
- Затем вынуть термостат из ёмкости. Когда температура начнет падать, проход должен закрыться без задержек.
Напоминание. Когда охладительная система опорожнена, патрубок необходимо отсоединить. Воздух уйдёт по шлангу при обратной заливке тосола.
Если при диагностике прояснилось, что присутствует заклинивание заслонки, то термостат подлежит обязательной замене - она неремонтопригодна. Покупка и установка новой детали - единственный выход.
В продаже присутствует множество подделок, поэтому новый термостат нужно сначала испытать при покупке. Для этого закройте пальцем выходной патрубок и направьте поток воздуха через входной. Плотно закрытая заслонка не позволит этому произойти.
Дома следует ещё раз проверить работоспособность детали, также проделав процесс с кипятком и погружением. В случае, когда термочувствительный элемент не работает, стоит сдать его в магазин или обменять на нормальный.
Читайте также
Причины появления дыма из выхлопной трубы
Дым из выхлопной трубы: возможные причины
Дым из выхлопной трубы – это признак уже имеющейся или наступающей сложной поломки, которая потребует серьезных затрат на исправление. Такой дым не просто «рассказывает» о состоянии авто, но и дает возможность выявить и устранить неисправности мотора. О чем может «рассказать» дым и какие последствия он несет с собой?
Самостоятельно промываем систему охлаждения
Практически каждый автолюбитель, желающий продлить жизнь своего авто, знает, что для этого необходимо вовремя проходить ТО. К одной из процедур, входящих в перечень данных работ, относится промывка системы охлаждения с последующей заменой жидкости.
Как правильно подготовить авто к продаже – советы перекупа
Если вы намерены продать собственное авто, и уже заблаговременно подготовлено само объявление о продаже, его текст, сделана серия фото машины со всех ракурсов – великолепно. Но не стоит останавливаться, поскольку это еще не предел, ведь важна и фактическая подготовка машины к просмотру и продаже.
Как проверить автомобиль на угон
Приобретение бывшего в употреблении автомобиля всегда несет в себе определенные риски. Риски эти касаются, как правило, технического состояния машины и ее возможного «криминального» прошлого.
Машину уводит в сторону. Причины
Почему машину может уводить в сторону
При активном использовании автомобиля, имеется вероятность возникновения неисправностей разного характера. Одна из таких распространенных неисправностей - это уход машины в одну из сторон при движении прямо. Проблема может проявляться по разному. В каком-то случае, автомобиль будет кренить вправо (или влево), в другом - слегка заносить в бок. Иногда, может даже сносить в сторону при снижении скорости. Для устранения проблемы необходимо выявить причины поломки автомобиля.
Как своими руками поменять маслосъемные колпачки
Как поменять маслосъемнеые колпачки без специалистов
Сальники клапанов, ещё именуемые за свою характерную форму маслосъёмными колпачками, выполняют в двигателе две противоположные функции. С одной стороны, они уплотняют масляный переход от верхней части стебля клапана, расположенной в пространстве масляного тумана зоны распределительных валов, а с другой – должны всё же пропускать небольшую часть масла для смазки пары трения клапан-втулка. Тепловой зазор там минимален, и при работе двигателя за счёт нагрева стебля выбирается практически в ноль, что без масляной плёнки привело бы к подклиниванию клапана в направляющей втулке.
Проверяем самостоятельно качество масла в двигателе
Состояние автомобиля, а точнее его двигателя, непосредственно зависит от качества моторного масла, которое применяется. Поэтому во избежание каких-либо серьезных поломок и для увеличения службы эксплуатации автомобиля, необходимо со всей ответственностью подойти к выбору моторного масла. А это значит, что использовать только то моторное масло, которое непременно разработано для его типа, несмотря на все разнообразие. На регулярной основе проверять его уровень в двигателе и, конечно, немаловажный момент, как проверка качества масла.
5 лучших способов приобрести новый автомобиль со скидкой
Покупка автомобиля – дело серьезное и ответственное хотя бы ввиду высокой стоимости машины. Необходимо подобрать подходящую модель, определиться с комплектацией, найти преимущества в покупке машины в конкретном салоне – все это должно соотноситься с имеющейся в распоряжении суммой денег.
Как надо проверять кузов автомобиля при его покупке
Проверка на наличие ржавчины
Прежде всего, осматривать кузов надо только днем и на улице.
Как выбрать идеальный автомобиль для своих потребностей?
Выбор автомобиля является важным и ответственным решением, которое может существенно повлиять на вашу жизнь. Чтобы сделать осознанный выбор, необходимо учесть множество факторов, связанных с вашими потребностями и предпочтениями.