О мастерстве водителя можно судить по умению предотвращать занос и удерживать скользящую боком машину на дороге. Для освоения такого навыка необходимо проехать немало километров. За счет внедрения новейшей системы курсовой устойчивости (ESP) большинство авто способны самостоятельно выходить из таких ситуаций. Чтобы понять действие подобной функции, необходимо знать устройство и рабочий принцип ESP.
Устройство системы
Под ESP понимается электронная система стабилизации, которая недоступна для бюджетных авто, и идет как опция в средней ценовой группе. В базовой комплектации ESP предусматривается только в дорогостоящих авто.
Главным элементом схемы является электронный блок управления (контроллер ЭБУ), который взаимодействует с такими датчиками:
- Датчики, измеряющие вращение колес;
- Датчик, определяющий положение руля;
- Датчик боковых нагрузок (G-сенсор, измеряющий угловое ускорение).
Кто пытался разобраться в принципе функционирования ABS-системы, заметят знакомые элементы – измерители вращения колес, которые отдают сведения ABS-контроллеру.
Читайте также: Выкуп авто в Минске срочно
Электронный ESP-блок осуществляет управление клапанами гидроцилиндров тормозов, соединяясь с главными «мозгами» авто, отвечающими за поступление топлива в цилиндры мотора. В машине с такой электроникой противоблокировочной системе не требуется специальный контроллер, потому что ABS включена в состав ESP и принимает команды от центрального ЭБУ.
Чтобы поддерживать курсовую стойкость легкого авто, ESP должна работать с иными «электропомощниками» автомобилиста:
- Прибор автоблокировки свободного дифференциала (EDS);
- Опция, которая не позволяет ведущим колесам пробуксовывать (ASR);
- Опция, которая распределяет тормозные усилия, учитывая дорожные условия (EBD).
На заметку! В авто премиум-класса esp связывается с «помощником» - приспосабливающимся круиз-контролем, который осуществляет полное управление движением машины по городу и трассе.
Несложно понять, что в бюджетном транспорте подобной электронной «начинки» нет, а в авто средней ценовой группы изготовители монтируют колесную антиблокировку и иные системы (в зависимости от комплектации и марки). Поэтому ESP доступна не всем авто. Машины, оборудованные подобными системами, стоят достаточно дорого и не каждый человек может легко купить ее.
Функционирование ESP
При езде система курсовой стойкости функционирует всегда, вне зависимости от режима: при увеличении скорости торможении и движении с одной скоростью. Контроллер собирает сведения от датчиков и иных помогающих систем, проводит сравнение полученных данных с эталоном, который заложен в памяти. При выявлении отклонений, которые представляют опасность для людей и машины, электронный блок вклинивается в управление, исправляя положение. Уже на этапе изготовления ESP в нее вносятся данные, используя которые она способна правильно оценивать многие ситуации и предпринимать необходимые действия.
Следует рассмотреть алгоритм функционирования ESP на боковом сносе авто в левом повороте:
- G-сенсор выявляет факт заноса и отправляет данные контроллеру;
- ЭБУ принимает дополнительные сведения от датчиков положения руля и колесного вращения;
- По поступившим сигналам электронный блок знает скорость и сторону смещения. В итоге электромагнитные клапаны гидроблока получают команду торможения заднего левого колеса с некоторым усилием;
- В это же время сигнал переходит контроллеру авто для снижения поступления топлива в цилиндры. Это позволяет уменьшить передачу крутящего момента на основную ось.
- В итоге, вне зависимости от действий водителя, машина притормаживает и выравнивается в повороте.
При работе ESP с иными «электропомощниками» курсовая стойкость машины обеспечивается вспомогательными средствами – временной блокировкой дифференциала, четким распределением тормозов и задействованием антипробуксировки. В автомобиле, оснащенном АКПП (вариатор, робот), ESP переключается на уменьшенную скорость или задействует зимний режим.
Примечание. Когда курсовая стойкость нарушается под управление круиз-контроля, то последний начинает работать синхронно с другими системами, подруливая передние колеса в определенном направлении.
За счет активной стабилизирующей системы, автолюбителю можно не учиться экстремальной езде, потому что опция способна во многих ситуациях разрешить ситуацию. При вхождении в поворот, водитель крутит руль, доверия все действия ESP. Но не стоит забывать, что возможности электроники могут ограничиваться, и она может предотвращать не все аварии. В сложных и запутанных случаях система может не справиться без человеческого участия.
Плюсы и минусы ESP
Электронную систему стабилизации создали для повышения безопасности езды, вне зависимости от водительской подготовки. Как упоминалось ранее, она всегда пребывает настороже и готова изменить действия водителя в верную сторону.
Основное преимущество этой технологии состоит в том, что электроника быстрее реагирует перемену условий езды, чем люди. Датчики сразу определяют занос, а срабатывание распределяемых тормозов происходит за долю секунды. Кроме того, повышается комфорт управления во время поездок на долгие расстояния, когда значение имеет усталость водителя. Дело в том, что усталый человек становится невнимательным и рассеянным, медленно реагируя на ситуации, из-за чего предпринимает нужные действия поздно. А в некоторых случаях секунды могут привести к довольно нехорошим последствиям. Поэтому следует садиться за руль только в бодром состоянии.
При движении стабилизирующая система авто проявляет такие недостатки:
- В настоящее время контроллер курсовой стойкости не способен «вытащить» переднеприводное авто из заноса за счет увеличения крутящего момента на передних колесах. Это эффективный прием, который используется опытными водителями.
- Это же относится к внедорожникам и легковым машинам, имеющим полный привод на 4 колеса. В некоторых условиях разумнее нажимать педаль акселератора, чем тормозить и уменьшать мощность на основной оси.
- ESP неуверенно ведет себя в определенных условиях: при езде по грунтовому скользкому покрытию или рыхлому снегу.
Многие изготовители в инструкции к авто отмечают, что стабилизационная электроника будет работать неправильно, когда на машине установлены шиной несоответствующего размера или баллоны плохо накачаны. Поэтому необходимо тщательно контролировать состояние машины, внимательно просматривая и проверяя все системы перед отправлением в поездку.
Для многих водителей весьма удобная система курсовой стойкости. Но порой ESP предоставляет немало неудобства, к примеру, опытным водителем, не любящим компьютерное участие, или поклонникам «купаться в грязи» на машине. Для подобных автомобилистов изготовители авто предусматривают выключение системы при помощи соответствующей кнопки или специальный режим, который активируется селектором АКПП. Функция включения и выключения опциями позволяет наслаждаться самим процессом вождения, но и пользоваться компьютерными помощниками в сложных ситуациях или во время езды по опасным дорожным участкам.
Читайте также
Виды и свойства вибропоглощающих материалов для авто
Виброизоляция – способность материала препятствовать распространению по нему вибрационных колебаний. От анлг. К категории виброизоляционных материалов относятся изделия обладающие способностью снижать значения амплитуды колебаний пластмассовых, стальных и других узлов и панелей.
Быстрая оценка состояния автомобильного двигателя без его запуска
Несмотря на обилие выпускаемых транспортных средств, покупка нового автомобиля – это достаточно дорогое удовольствие и далеко не каждый автолюбитель может себе позволить с определенной регулярностью приобретать машину «с иголочки». Совсем другое дело, когда речь идет о подержанных машинах.
Что такое стояночный тормоз и как он работает?
В каждом автомобиле имеется две важные тормозные системы: основная и стояночная. Основная тормозит автомобиль во время движения, в то время как стояночная используется для его остановки. Но что такое стояночный тормоз и как он работает? Хотя стояночный тормоз присутствует в каждом автомобиле, его конструкция может существенно отличаться.
Как выбрать компанию по выкупу автомобиля
Ни для кого не является секретом, что на сегодняшний день существуют огромное количество компаний, предоставляющих специализированные услуги по продаже автомобилей. С помощью таких компаний владелец получает возможность продать свой автомобиль в кратчайшие сроки.
Продлеваем жизнь авто: коротко о главном
Покупка автомобиля – это, несомненно, радость. Но вот на смену этой радости приходит время поломок.
Что из себя представляет ГУР, климат-контроль, ABS
В настоящее время, трудно удивить человека наличие автомобиля. В Беларуси постепенно увеличивается количество автомобилей , а вместе с этим, стали увеличиваться и протяжённости заторов на дорогах. Пробки- это уже неотъемлемая часть повседневного бытия.
Самостоятельно промываем систему охлаждения
Практически каждый автолюбитель, желающий продлить жизнь своего авто, знает, что для этого необходимо вовремя проходить ТО. К одной из процедур, входящих в перечень данных работ, относится промывка системы охлаждения с последующей заменой жидкости.
Влияние изношенных шин на управляемость авто
Зачастую автомобилисты используют выражение “лысая резина” при сильной степени потертости покрышек, поскольку это влечет за собой уменьшение протекторного рисунка. В последствии, колесо становится менее рельефным и более гладким.
Как отполировать фары автомобиля своими руками
Замутненные фары серьезно снижают видимость дороги ночью. Есть несколько способов отполировать фары: ручным способом либо с использованием электрического инструмента.
Лучшие автомобили для перепродажи в 2024 году
В 2024 году на рынке подержанных автомобилей продолжают лидировать модели, которые не только популярны среди покупателей, но и обеспечивают быструю и выгодную перепродажу.