Если нет возможности приобрести новый автомобиль, то следует подумать о продлении срока эксплуатации уже имеющегося. Многие современные авто собраны так, что ресурс главных агрегатов – трансмиссии и мотора – соответствует сроку заводской гарантии.
Современные материалы и компьютерное проектирование позволяют автопроизводителям делать машины с одинаковым сроком службы ключевых узлов – и получать от этого экономию. Для нас подобный подход значит, что в какой-то момент придется расстаться с автомобилем, чтобы избежать больших трат и хлопот.
А если проигнорировать предписания производителя и увеличить срок службы авто? В настоящее время цены повысились и приобретение новой машины для многих просто недоступна. Поэтому стоит искать инженерный подход к эксплуатации.
Двигатель маслом не испортить!
Производители редко рекомендуют проводить техобслуживание по завершению обкатки или советуют ограничиваться контрольным осмотром. Большинство автовладельцев думают, что это обычный развод на деньги.
Между тем, стоит менять моторное масло. Первая заливка масла считается обкаточной, она собирает продукты приработки и различные микрочастицы, которые не стоит оставлять в новом двигателе. Как правило, обкатка завершается на 2-ой тысяче километров, с этого момента следует освежать масло. Лучше масло поменять и желательно вместе с фильтром.
Многие производители автомобилей советуют производить замену масла – например, через 15000 километров. Однако при этом в учет не берутся условия эксплуатации. Подобный интервал допускается при езде по трассе со скоростью примерно 50 км/ч.
Часто городские автолюбители простаивают в пробках и на светофорах. В крупных городах средняя скорость составляет 20-25 км/ч. Логично, что менять масло придется по пробегу не больше 7500 км. И лишь малая часть производителей считают езду по городу тяжелым условие эксплуатации и рекомендуют делать замену масла вдвое чаще.
Замена рабочей жидкости в коробке
Многие изготовители вариаторов и коробок-автоматов советуют изредка проверять уровень рабочей жидкости. Зачастую в сервисной книге не содержатся советы по поводу ее замены.
Ремонтная практика доказала, что в АКП жидкость редко выхаживает больше 60000 км. А при эксплуатации автомобиля на сильном морозе или при частой езде с прицепом, этот срок уменьшается.
Это означает, что требуется чаще менять жидкость, потому что это такой же расходник. Это касается и редукторов мостов, раздаточным коробок, многодисковых муфт и механических коробок передач.
Прогревание двигателя
Каждая автомобильная компания утверждает, что их автомобили не нуждаются в прогреве двигателя. Можно сесть и ехать. А двигатель при подобном подходе обязательно отслужит свою гарантию. Но нам нужно больше!
Конечно, современные моторы намного совершеннее, чем у старых авто. Но между ними нет особой разницы. Современные ДВС также состоят из шатунов, поршней и колец, используемых многие годы.
Поршни также испытывают температурные перепады в 200 градусов. Цилиндр еще холодный, а поршневые поверхности нагреваются до полутора сотен градусов – зачастую от термических напряжений гибнут межкольцевые поршневые перемычки, на которые влияет и повышающаяся сила трения, и межклапанные перемычки головки цилиндров.
Современный двигатель также сталкивается с быстрым загустением на холоде моторного масла. Это приводит к масляному голоданию. Узлы трения после запуска испытывают большие нагрузки, которые без нормальной смазки резко ускоряют износ.
Поэтому перед подачей нагрузки на мотор, необходимо прогревать его. Это делается как стоя на месте, так и при спокойной езде без резких ускорений.
Коробку также на прогрев!
Двигатель нагревается самостоятельно за счет сгорания топлива, но автоматическая коробка не способна на это. Загустевшая жидкость не создает необходимого давления, чтобы сжимались пакеты фрикционов, из-за чего они буксуют. Из-за этого также страдает и гидротрансформатор.
Поэтому во время прогрева рекомендуется после запуска мотора включать режим R или D, держа ногу на педали тормоза. На движок при этом действует нагрузка гидротрансформатора, первая часть которого вращается, а вторая стоит вместе с автомобильными колесами. Движок быстрее прогреется, а интенсивное перемешивание жидкости в гидротрансформаторе ускорит прогрев коробки передач. Для увеличения ресурса рекомендуется начинать движение плавно.
Отключение Старт-стопа
Производитель указывает на то, что система Start-stop должна быть всегда включенной. Отключать ее нужно лишь временно – до следующего запуска двигателя.
Но система не очень полезна по части ресурса, и даже может нанести вред. При ней АКБ и стартер напряженно работают, быстрее изнашиваются все подшипники движка с гидродинамической смазкой. При остановке мотора валы размещаются на постели, а при старте срываются с места, механически изнашивая подшипник. Поэтому не следует постоянно использовать данную систему.
Блок в ремонт
При предельном износе движка, если появляются стуки или наблюдается сильный аппетит на масло, многие официальные дилеры советуют менять шорт-блок – нижнюю часть мотора без головки блока цилиндров и навесных элементов. При этом затраты могут составить приличную сумму, в особенности за шорт-блоки, предназначенные для V-образных двигателей. Кроме того, после завершения ремонта движок нужно перерегистрировать в ГАИ.
Мастера уже давно ремонтируют блоки цилиндров из алюминиевого сплава. Они вырезают поверхности цилиндров, представленных в виде тонкостенных гильз или напыления, вместо них монтируются тонкие чугунные гильзы под размер поршней. После такого ремонта восстанавливается головка блока цилиндров, что официалы сделать не могут.
Не верьте подсказкам на панели
Навредить машине могут не только инструкции по эксплуатации и менеджеры салонов. Порой автомобиль может сам совершить харакири. К примеру, подсказки по переключению передач на МКПП в виде стрелок, появляющихся в комбинации приборов, могут сыграть плохую шутку.
Подобные подсказки рекомендуют слишком рано переключаться «вверх», из-за чего мотор функционирует с повышенной нагрузкой при малых оборотах. В это время масляный насос не может дать высокое давление масла, что приводит к увеличению износа элементов мотора. Это негативно влияет на поршневую группу и подшипники коленвала. Дело в том, что на пониженных оборотах в картере движка разбрызгивается мало масла, и пара поршень-цилиндр плохо смазывается.
Поэтому не стоит всегда действовать по подсказкам и не подвергать мотор сильным нагрузкам на оборотах менее 2500 об/мин на бензиновых и 2000 на дизельных двигателях.
Аналогичная ситуация и на АКПП, роботах и вариаторах. При разгоне они быстро перещелкивают передачи и снижают обороты двигателя почти до холостых, чтобы следовать экологическим нормам. Необходимо управлять коробкой передач, чтобы не допустить подобных режимов.
Следует иногда вручную включать подобную передачу, чтобы мотор на скорости работал на оборотах 4000-4500 в течение 30 минут, а для дизельных авто ниже - около 3500-3800. Это позволит движку «продышаться».
Быстро не глушите!
Большинство автопроизводителей не указывают в инструкции к авто то, что после интенсивной езды нужно давать мотору немного поработать на холостом ходу.
Читайте также: Срочный выкуп авто в Минске
После скоростной езды рекомендуется давать машине несколько минут работать на холостом ходу. В канавках разогретых поршней без охлаждения масло начнет гореть с образованием сажи, из-за чего кольца будут лишены подвижности.
В двигателях с турбонаддувом после остановки продолжается вращение раскаленного ротора, но при этом в подшипник масло под давлением уже не поступает.