Зачастую виновником проблемы оказывается сам водитель! Не заметил чрезмерную температуру в вариаторе или АКП, не уследил за чистотой радиатора коробки, пользовался автозапуском и не соблюдал прогревы.
Каждый узел, служащий для передачи крутящего момента, во время работы повышает температуру. Нагрев испытывают и крестовины кардана. А в узлах, при эксплуатации которых происходит скользящий эффект поверхностей, такие как шестерни редуктора в мостах автомобилей с задним приводом, при долгой езде на дальние расстояния, рекомендуется осуществлять проверку температуры. В случае правильной и исправной работы, при проверке на ощупь все равно редуктор имел не малую температуру корпуса.
Рассмотрим более теплонагруженный элемент, гидротрансформатор (простыми словами— «бублик») в автомобиле с автоматом или вариатором. Бублик, имея в виду гидротрансформатор автоматической коробки, представляет собой тороид. Раньше так называли резиновые изделия подвеса глушителя.
Гидротрансформатор в вариаторе и АКП
В гидромеханической АКП за определенное количество передач и за включение задней передачи отвечают несколько планетарных рядов. За включение передач в АКП отвечают пакеты фрикционов, их сжимает давление создаваемое гидравликой, которое обеспечивает насос.
За разницу передаточного отношения в вариаторе отвечают конусы, они раздвигаются или сдвигаются. По их поверхности происходит движение ремня, состоящего из металлических элементов. В более новых моделях установлена цепь. Гидравлические цилиндры служат для изменения положения конусов. В цилиндры подает жидкость насос или шаговый электромотор.
Оба типа коробок передач нуждаются в механизме промежуточном от двигателя до АКП, служащим для снятия крутящего момента и остановки вращения валов на холостом ходу. Эту роль и выполняет тот самый «бублик». Хотя, роль сцепления, в некоторых случаях, выполняет муфта.
Гидротрансформатор, в режиме Драйв или включённой задней передаче, передает момент в саму коробку, а не проскальзывает с помощью сцепления или муфты. Оставаться в неподвижном состоянии в это время авто способно только за счёт тормоза. В необходимый момент гидротрансформатор способен ещё и увеличивать крутящий момент мотора.
В каком месте возникают большие температуры?
Гидротрансформатор способен менять КПД, смотря, в каком из режимов он находится. В тот момент, когда первичный вал не вращается, коэффициент равен нулю, а когда бублик заблокирован момент может достигать 95% и выше. В ту самую секунду, когда крутящий момент берет на себя коробка и КПД равен нулю, происходит выделение тепла. Таким образом, бублик имеет такие режимы работы:
- преобразования крутящего момента;
- режим гидромуфты;
- режим блокировки.
Трансформация момента происходит во время начала движения, ускорения, езды в гору, а также в режиме бездорожья. Статор в неподвижном состоянии, шестерня насоса передаёт давление жидкости на лопатки турбины, она, в свою очередь, имеет меньшую скорость вращения, но имеет выше крутящий момент. В это время происходит большое выделение тепла.
В момент перехода бублика в режим гидромуфты, реактор приводится в движение в том же направлении, в котором вращаются насосное колесо и турбина. В этот момент их вращение стремится к одинаковой скорости. Это происходит во время езды с одной скоростью по ровной дороге. В таком режиме движения происходит минимальное выделение тепла.
В следующем режиме срабатывает режим блокировки, при соединении фрикционами насосного и турбинного колёс. Это является основным режимом работы по временному диапазону для свежих поколений коробок. В этом режиме наименьшее потребление топлива, однако, выделение тепла не проходит совсем, происходит вращение определённого количества шестерен, работает гидравлический насос, ремень скользит по шкивам вариатора. Да и сама электроника коробки передач способна выделять тепло.
Существенным недостатком автоматических коробок, как в прочем и вариаторов, является отсутствие радиаторов либо других устройств, способных полностью нивелировать теплоотдачу.
Опасность, последствия, и какие способы борьбы с перегревом?
При превышении критических температур опасность не грозит лишь металлическим частям. Масло в коробке первое принимает удар. При превышении 115–120 ˚С оно теряет свои полезные свойства. Помимо этого, сокращается ресурс управляющих клапанов, пакета с фрикционами и прочих механизмов.
Модельная линейка вариаторов компании Jatco имеет счетчик старения масла. Информацию записывает блок управления. Информация о старении накапливается в виде баллов.
Блок ведет счёт баллов в тот момент времени, когда температура превышает допустимые значения: во время допустимой температуры жидкости счётчик стоит на месте, в промежутке с 90 до 100 ˚С этот параметр составляет 1 единицу в минуту, и достигает до 8 единиц в минуту от 130 до 139 ˚С. Иначе говоря, производитель полагает, что не достигая 90 ˚С масло практически не теряет своих свойств.
Как следить за показаниями?
Считать данные можно с помощью адаптера ELM327 подключаемого к диагностическому разъёму автомобиля. Устройство нужно подключить к разъёму OBD2. С помощью установленного приложения на телефон можно производить мониторинг параметров агрегата. У кого нет желания в этом разбираться, учтите два факта.
Читайте также: Срочный выкуп авто в Минске
АКП, как и вариатор при работающем двигателе автомобиля, стоящего на месте, практически не меняют своей температуры.
Основной нагрев происходит во время смены передач в активном режиме езды, увеличении нагрузки, при максимальных ускорениях и резких сменах передаточных чисел при езде по бездорожью либо скользкой поверхности. Однако на автобанах при немалых скоростях, при том, что нагрузка велика, температура остаётся в допустимых пределах, отвод тепла уменьшает встречный поток воздуха.
Альтернативой адаптеру может послужить выносной бортовой компьютер, он тоже подключается посредством разъема OBD-II, выводя заданные параметры на свой экран. Кто использует такой вариант мониторинга параметров, рекомендуется закрепить показатели состояния температуры АКП на главный экран. Так же, при желании и наличии опыта, можно установить датчик температуры самостоятельно.
Каким образом продлить жизнь гидротрансформатора?
Во время длительной остановки в пробке, ожидании проезда поезда перед шлагбаумом рекомендуется переводить рычаг АКП в нейтральное положение. Start-Stop, если таковой имеется, лучше оставить включенным.
В медленно ползущем потоке включить первую передачу, это исключит возможность множественного переключения. На вариаторе не стоит тягать огромные тяжелые прицепы и подвергать автомобиль длительным пробуксовкам. Проверять регулярно уровень масла. Поддерживать чистоту радиаторов.
Рекомендация по эксплуатации в холодное время года
Тут всё становится ровно наоборот: автоматические коробки замерзают. В отличие от рекомендованной температуры эксплуатации, пределами которой являются 50–90 ˚С, во время утреннего запуска двигателя масло коробки передач ниже рекомендованной температуры на сотню градусов. И пока двигатель прогревается, температура АКП почти не меняется.
В этом случае автозапуска лучше избегать. Водитель, попадая в прогретый салон с рабочей температурой двигателя, считает, что можно сразу давить педаль в пол. Однако масло в коробке осталось той же температуры, что и до запуска двигателя! Ситуацию может изменить кратковременное переключение селектора выбора передач в режим Драйв или включения задней скорости.
В этом случае нагрузка от двигателя пойдет в коробку и начнется рассеивания тепла внутри гидротрансформатора. Только после этого можно начинать неспешное движение, со временем повышая нагрузку.
На старых моделях автоматов рекомендовалось погонять селектор во всех положениях перед началом движения. Современные же автоматы и вариаторы в этом не нуждаются, так как в них установлено электронное управление, и алгоритмы переключения отличаются. Умная электроника бесконечные переключения может воспринять как ошибку работы.
Заключение
Чаще всех большие нагрузки испытывают АКП и вариаторы, устанавливаемые на автомобили с трансмиссией с полным приводом. Этим коробкам нужно передать больше крутящего момента для начала движения тяжёлого автомобиля, да и аэродинамическими показателями такой автомобиль похвастаться вряд ли сумеет.
Ещё, пытаясь защитить моторный отсек снизу, многие устанавливают защиту, что в свою очередь ведёт к снижению охлаждения потоком воздуха и препятствует отводу тепла. Сетки в радиаторных решётках также снижают показатели встречного объема воздуха.
Залог долгой службы без потери ресурса вашей автоматической коробки либо вариатора является его работа в допустимых температурных режимах без их превышения! Меняйте рабочую жидкость согласно руководству по эксплуатации, следите за чистотой радиаторов и избегайте длительных пробуксовок.