12-ЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. ВИДЫ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
На современные авто часто устанавливают многоцилиндровые устройства. С их помощью можно увеличить мощность любого транспортного средства. Такие механизмы устанавливают, как на военной автотехнике, так и на легковом автотранспорте. Несмотря на то, что 12-ти цилиндровые тяжеловесные двигатели со временем стали менять на облегченные механизмы с 6-ью и 8-ью цилиндрами, первые все-таки до сих пор остаются востребованными в автомобильном машиностроении.
Читайте также: Как быстро продать авто в РБ
По своим техническим данным двигатель с 12-ю цилиндрами, работающий на дизельном топливе, представляет собой устройство, в котором на несколько блоков приходится один цилиндр. У всех этих механизмов – единый коленвал. На данном силовом агрегате число рабочих ходов, осуществляемых во время совершения коленчатым валом двух полных оборотов, соответствует количеству цилиндров.
Разновидности
Существует несколько вариантов конструкций двигателей с 12-ю цилиндрами. Их отличие между собой состоит только в способе компоновки, который разделяется на категории, представленные ниже.
- V12 характеризуется V-образным расположением с устройствами, размещенными друг против друга. Установка производится под углом в 60 градусов.
- L12, здесь цилиндрические блоки расположены в ряд. Вращение общего коленчатого вала приводится движением поршней. В данной конструкции двигателя объединяются 2-х тактный и 4-х тактный моторы в единый механизм. Дизельный двигатель этого типа, работающий на 12-ти цилиндрах, при достаточной своей длине имеет небольшую ширину. Их в машиностроении не используют. Нашли они свое применение только на морских судах.
- Х12. В этой силовой установке цилиндры расположены по-особенному. Они смонтированы по четыре единицы в три ряда. Здесь также, как и в предыдущем варианте, движение поршня приводит во вращение единый на все цилиндры коленвал.
- F12. Из-за неординарной конфигурации его называют оппозитным. Блоки относительно друг друга расположены под развернутым углом. Он имеет компактные габариты и заниженный центр тяжести. В серийно выпускаемых автомобилях рассматриваемый вариант силового устройства встречается редко. Но в автотранспорте спортивного назначения его можно встретить довольно часто.
С помощью всех перечисленных типов 12-ти цилиндрового двигателя конструкторы могут экспериментировать с данными разных видов моторов для нахождения оптимального решения для создания двигателя для отдельно взятой модели автомобиля.
Из истории
Признанным первооткрывателем в области двигателей, работающих на 12-ти цилиндрах, стал Даймлер Готлиб, использовавший в своем проекте идеи Леона Левавассора. Компания Societe Antoinette в конце 1903 года стала использовать аналогичные двигатели на массивных катерах и тяжелых моторных лодках. До этого времени водный транспорт оснащался четырехцилиндровыми моторами. Поэтому, это нововведение быстро стало признанным, благодаря высокому КПД.
Основываясь на уже имеющихся проектах, в 1904 году фирма Putney Motor Works впервые выпустила V-образный двигатель с 12-ю цилиндрами. В дальнейшем он завоевал большую популярность. В авиационной индустрии впервые он выступил в 1909 году. Его тогда представляла компания Renault. В двигателе в первый раз использовали охлаждение посредством воздуха и расположение цилиндров под углом в 60 град. Мотор был объемом всего лишь 12,3 литра, размер цилиндра в диаметре составлял 96 мм, а ход поршня – 140 мм. Спустя год, изготовитель вывел на рынок аналогичный агрегат облегченной модификации, предназначенный для катеров.
Усовершенствованный двигатель на 17,5 литра с интенсивным водяным охлаждением выпустили в начале 1912 года. Его КПД составляла 130 кВт. За одну минуту он способен был достичь 1400 оборотов. Инженеры-конструкторы экспериментировали дальше по подбору оптимальных вариантов на соответствие габаритов и КПД моторов.
В 1913 году появился такой же двигатель для легковых машин. Его придумал главный конструктор фирмы Sunbeam Motor Car. Размер цилиндра в диаметре и поршневой ход равнялись 80мм и 150 мм соответственно. Мотор имел КПД 150 кВт. Первый раз его смонтировали на авто марки Toodles V, который в дальнейшем продемонстрировал не одину рекордную скорость передвижения.
Перед началом II мировой войны подобные двигатели стали широко использовать в военной промышленности. Долгое послевоенное время принудило подзабыть эту конструкцию, и напрасно, так как потом пришлось заново ее осваивать. В1972 году концерн Jaguar вывел всем на обозрение двигатель категории X12. Силовое устройство на 5,3 литра в большинстве странах быстро завоевало популярность. Его бесперебойно производили вплоть до 1996 года. В настоящее время силовые агрегаты выпускаются в более совершенном исполнении. Но, несмотря на это, 12-ти цилиндровые двигатели до сих пор пользуются немалой популярностью у современных конструкторов.
Последовательность функционирования
Порядок работы на 12-ти цилиндровом двигателе представляет собой установленный порядок запуска механизма. Процесс несет ответственность за очередность пуска одноименных блоков механизма с общим коленчатым валом. Есть несколько различных причин, которые оказывают влияние на порядок их функционирования и определяются следующими вводными данными:
- конструкцией распределительного вала;
- размещением цилиндров в двигателе;
- разновидностью коленчатого вала.
Деятельность 12-ти цилиндрового двигателя находится в прямой зависимости от фаз газораспределения. Порядок распределения этих периодов должен соразмеряться с силой воздействия на коленвал. Последовательно работающие цилиндры, указанные в схеме, не должны размещаться рядом. Независимо от категории двигателя, где цилиндры размещены относительно друг друга по разным схемам, он заводится, начиная с запуска основного модуля с №1.
Допустим, что цикл начинается с работы первого цилиндра. Коленвал поворачивается на 90 градусов. После того, как он завершит свой поворот, в работу вступает пятый механизм. Далее цикл последовательно возобновляет работу и в остальных блоках. При правильной настройке агрегата силовая установка будет действовать ровнее и более плавно, по сравнению с шести- или восьмицилиндровым двигателем.
Где используется
Помимо водного и авиационного транспорта установку 12-ти цилиндровых двигателей осуществляют на современных моделях зарубежных автомобилей марок "Ламборгини" и "Феррари". В нашем автомобильном строении более популярными являются двигатели, относящиеся к категории W12 от концерна "Фольксваген". Не так давно эти силовые агрегаты стали производить на машиностроительном заводе в Барнауле. В качестве основы использовали дизельную установку довоенного производства V12. Такие двигатели устанавливают на тепловозы разных видов. Есть еще одна сфера их применения: компрессоры, насосы, установки для бурения скважин.
В настоящее время двигатели с 12-ю цилиндрами производят всемирноизвестные автопредприятия Rolls-Royce, Aston Martin, Ferrari, Pagani Automobili. Используют они тип мотора V12, который наиболее подходит для монтирования на легковые машины.
Обслуживание
Двигатели с 12-ью цилиндрами характеризуются неприхотливостью в обслуживании и имеют большой срок эксплуатации. Если он отрегулирован грамотно, то вмешательство квалифицированного мастера не потребуется еще долго, пока транспорт не пройдет 15000-20000 км пути. После капремонта и установки двигателя его вновь необходимо правильно отрегулировать. Если понадобится, стоит прибегнуть к услугам специалиста.
Отзывы
По данным на форумах автомобилистов можно судить, что водителям очень нравится автотранспорт, работающий на 12-ти двигателях. Большинство отзывов, которые размещены на сайтах, положительные. Малая доля негативных отзывов все-таки имеется. Там автовладельцы негодуют на затрудненную регулировку и советуют обращаться к профессионалам, чтобы в дальнейшем избежать проблем.
Итог
То, что каждый автовладелец станет изучать принцип действия и характеристики 12-ти цилиндрового мотора, маловероятно. Но ознакомление с изложенной информацией не будет бесполезным и лишним. Оно поможет автомобилисту самостоятельно обслужить и настроить механизм.
Читайте также

Когда нужно менять тормозные колодки и признаки их износа
Когда стоит менять тормозные колодки
Насколько хорошо работает тормоза в вашей машине, по большей части, зависит именно от работоспособности колодок – часть механизма, которая «прижимается» к колесному диску или к барабану при нажатии на педаль. Их накладки при постоянной работе, потихоньку ломаются и в определенный день приходят в неисправность. Длительность эксплуатации колодок очень различна и зависит от множества обстоятельств. Из-за этого любому автомобилисту стоит внимательно отслеживать изменения в тормозном механизме и точно подмечать, когда стоит заменить колодки. Дабы произвести диагностику на предмет из амортизации, ехать на станцию технического обслуживания не нужно, можно сделать все самому.

Стоит ли менять автомобиль после трех лет эксплуатации
В данной статье будет говориться о смене автомобиля после трех лет с момента ее покупки. Будут описаны самые распространенные, и не совсем, причины такого решения.

Какая выгода после обращения для срочного выкупа автомобиля
Каждый человек не застрахован от возникновения экстренных ситуаций, которые могут потребовать значительных финансовых затрат. Встает вопрос – где изыскать средства? Очень многих выручает возможность продажи автомобиля.

9 способов улучшения внешнего вида автомобиля
В современных автосервисах существует широкий выбор «прибомбасов» для любого автомобиля, позволяющих сделать из обычной машины – мечту, которая без сомнений будет вызывать зависть у соседа.

«Летняя» помощь автомобилю
Большинство владельцев автомобилей очень тщательно готовят своих «ласточек» только к холодному времени года, необоснованно считая, что летом для них все условия – летай, не хочу! Однако это очень глубокое заблуждение, которое может привести к непоправимым последствиям.

Как правильно ездить на механической коробке передач
Правильная техника переключения передач при управлении автомобилем на механике
Коробка передач с ручным переключением обычно просто называется механической (МКПП), хотя и многие автоматизированные агрегаты, строго говоря, построены по тому же принципу. Обычно подобные КПП имеют от четырёх до шести передач переднего хода и одну передачу для движения назад.

Как оценить состояние подвески автомобиля самостоятельно
Сегодня на дорогах, частью машины, испытывающей наибольшую нагрузку, является подвеска. Неудивительно, что столь высокое напряжение часто приводит к тому, что автомобиль выходит из строя и его приходится ремонтировать. Если с вами приключилась такая ситуация, не стоит сразу бежать в мастерскую: вполне возможно сэкономить деньги и выполнить ремонт самостоятельно.

Стоит ли переводить машину на газ, чем это чревато
Нужно ли переводить автомобиль на газ?
Постоянное повышение цен на топливо заставляет автовладельцев задуматься о способах экономии, в том числе, переводе авто на газ. Газ стоит несколько дешевле, что дает возможность сократить расходы на заправку машины. Но у такого решения есть как преимущества, так и недостатки, о которых речь пойдет ниже.

Как можно сэкономить на диагностике двигателя
Способы экономии на диагностике двигателя
В автомобиле наибольшая часть нагрузки и, как следствие, поломок, приходится на двигатель. Предупредить неисправности можно за счет своевременного выполнения диагностики мотора. Но получение точной информации о состоянии силового агрегата можно получить только при правильном проведении диагностики и наличии достаточных знаний и навыков.

Что такое режим «Neutral» и зачем он нужен в АКПП?
Самыми часто используемыми режимами в АКПП являются режимы «Drive» и «Parking». Переключаются эти режимы минуя положение «Neutral». Согласно практическому руководству, этот режим необходим лишь для буксировки или транспортировки автомобиля (например, во время поломки).