Для чего нужен датчик ABS и как выявить его поломку
Главная функция антиблокировочной системы (АБС) – не допустить «скольжение» машины с заблокированными тормозами колесами. Для этого система следит за вращением всех колес и попеременно усиливает или ослабляет давление во всей тормозной системе в том случае, если водитель предпримет попытку резко остановиться. В каждом колесе, в ступичном узле установлен специальный датчик. Он передает данные о скорости вращения колеса на блок управления антиблокировочной системы. Неполадка данного элемента может привести к отказу всей системы. Поэтому важно знать, как можно проверить работоспособность датчика АБС в полевой обстановке.
Принцип действия
В момент резкого торможения, когда водитель по инерции давит на педаль тормоза не отпуская, вместо постоянной блокировки колес, антиблокировочная система попеременно то блокирует, то возобновляет их вращение. Эта система торможения гораздо эффективнее, чем полная блокировка колес. А алгоритм работы системы такой:
- Современная многоканальная система управления АБС отслеживает скорость вращения всех колес через вмонтированные датчики. Электроника включается в случае экстренного торможения. Когда колеса блокируются, блок управления на короткий промежуток времени ослабляет давление тормозного диска и вращение продолжается. Такой цикл продолжается до полной остановки автомобиля.
- Если же какой-либо из датчиков неисправен, система не сможет отслеживать и сравнивать скорость вращения колес. В этом случае АБС не будет выполнять свою основную функцию.
- В основу функционирования современных датчиков заложено правило электромагнитной индукции. В момент время вращения колеса вдоль датчика прокручивается другое колесо – зубчатое, закрепленное на тормозном диске. Датчик отслеживает, какой элемент движется мимо него: выступающие зубцы и впадины. В результате на катушке датчика формируется электрический сигнал. В зависимости от его частоты блок управления АБС принимает решение о включении в работу.
- В тот момент, когда колесо блокируется, ЭБУ получает сигнал с датчика о фиксированной величине электрического сопротивления между зубчатым колесом и самим датчиком. В случае, если этот элемент управления неисправен, АБС перестает функционировать.
Показатели поломки датчиков
О необходимости проверки датчиков АБС могут говорить следующие моменты:
- на панели горит лампочка, говорящая о неполадке в АБС;
- отсутствует «отдача» со стороны педали, в момент торможения;
- во время экстренного торможения автомобиль продолжает «скольжение» по дороге и рискует уйти в занос.
Если один или более датчиков вышли из строя, на приборной панели, дополнительно с индикатором поломки АБС, будет гореть лампочка, говорящая о включенном ручном тормозе. Также может отображаться информация об ошибке в работе тормозной системы. При этом автомобиль можно использовать дальше и без системы АБС. А в случае экстренного торможения, как раньше делали водители с хорошим стажем, резко и прерывисто нажимать педаль, имитируя работу электроники.
Читайте также: Как продать авто в Могилеве быстро и дорого
Как выявить неисправность?
Для проверки датчика АБС потребуется ровная площадка. Также захватите баллонный ключ и домкрат. Для измерения электрического сопротивления на самом датчике понадобится мультиметр, с режимом омметра.
Для того чтобы протестировать мультиметром датчик АБС, необходимо будет выполнить дальнейшие указания:
- Установите транспортное средство на ровную поверхность и заблокируйте колеса противооткатными упорами. Коробка в нейтральном положении, ручной тормоз выключен.
- Поднимаем домкратом любое колесо и снимаем его. К датчику на диске будет идти моток проводов. Нужно найти место фиксации, и разъединить провода. Лучше прочистить клеммы технической жидкостью.
- На включенном мультиметре выставьте измерение сопротивления. На отсоединенном датчике величина значения, в зависимости от машины, будет от 500 до 1400 Ом.
- Далее необходимо вращать колесный диск и наблюдать за данными мультиметра. Показатель сопротивления должен будет изменяться.
- После этого выставьте на приборе измерение напряжения и включите зажигание. При измерении, со стороны блока управления, должен присутствовать постоянный ток.
- Данную процедуру повторить на каждом колесе.
- На разных марках машин крепление проводов может быть в разных местах. Чтобы обнаружить его, нужно проверить связку проводов вручную.
Оценка итогов проверки
Причина неисправности в антиблокировочной системе может быть не только в датчиках. Проблема может быть и в самой проводке, соединяющей элементы системы с блоком управления. Именно поэтому проводятся три измерения и по их результатам можно сделать следующие выводы:
Если показания сопротивления мультиметра на датчике АБС находятся на нулевом значении или же зашкаливают, вероятнее всего неполадки в самом элементе. Также может быть нарушение изоляции датчика или проблемы с разъемом.
При первом варианте необходимо снять датчик, и проверить провода на перегиб или разрыв. Можно еще раз проверить сопротивление, чтобы определить в каком проводнике неполадка. В общем и целом, лучше купить и поставить новую деталь.
Если сопротивление находится в указанных пределах, но при вращении колесного диска оно не изменяется, то тут может быть два варианта: деформация зубчатого колеса или опять же неполадка датчика.
Тут нужно будет проверить само зубчатое колесо на наличие повреждений, перед этим прочистив его. Если деталь неисправна, то рекомендация такая же, что и ранее. Покупка и установка новой детали.
Если с сопротивлением всё в порядке, но отсутствует напряжение, вероятно неполадка в проводке, идущей от блока управления.
А вот тут все немного сложнее. Проверить электрическую цепь можно только прозвоном этого участка. Делается это следующим образом:
Для начала нужно найти блок управления клапанами гидравлики. В разных моделях он расположен, соответственно, в разных местах. Поэтому лучше ознакомиться с документацией на конкретный автомобиль. Далее нужно снять с системы управления колодку и почистить клеммы. Далее смотрим распиновку проводов или запоминаем их цветовую разметку. После этого ставим замыкающую перемычку на колодке. Там, где располагается колесо. Цепь можно прозвонить тем же мультиметром.
Когда документы на машину по тем или иным причинам недоступны, можно отыскать блок управления другим способом. Нужно пройти по тормозным трубкам до гидравлического блока. Последний будет либо соединен с контроллером, либо расположен рядом с ним.
Если неполадка все же заключается в обрыве цепи, то место дефекта придется искать по всей линии. В этом случае лучше поручить работу специалисту, так как там много нюансов и сложностей.
Проверка без мультиметра
Если мультиметр отсутствует, то датчик АБС можно проверить и другим простым способом. Но он подойдет не во всех случаях. Его можно использовать, только если неполадка в одном элементе. Проверка выполняется следующим образом:
Необходимо отсоединить разъем на датчике одного из колес. После этого нужно завести машину и немного проехать вперед.
Если в процессе езды загорелся второй индикатор, говорящий о неполадках с тормозной системой, то отсоединенный датчик в порядке. Подключаем его и повторяем всю процедуру на оставшихся колесах.
Тут важно понимать, что если вышел из строя один датчик, то загорится лампочка, показывающая неисправность автоматической блокировочной системы. Если неисправны два датчика и более, то загорится лампочка поломки ручного тормоза. Если же второй индикатор на приборной панели не светится, значит, был отключен сломанный датчик.
Данный вид диагностики позволяет лишь определить местонахождение проблемы, но не дает представления о ее характере. Для выявления точного характера неисправности можно использовать описанный выше метод с проверкой мультиметром.
Читайте также
Автомобильные сплиттеры. Для чего они нужны. Особенности установки
Особенности установки автомобильных сплиттеров
Многие автолюбители любят украшать собственные автомобили и оснащать их дополнительными опциями. Одними из самых распространенных элементов, подлежащих обновлению, считаются фары, цвет машины и установка сплиттера на бампер. Чтобы грамотно выбрать сплиттер и не ошибиться, для начала стоит разобраться, в чем предназначение и роль этой детали.
Когда пришло время продать свой автомобиль?
Любая машина, даже самая надежная имеет свойство ломаться. Это стоит учитывать при покупке нового авто, ведь со временем вам придется его продать.
Есть много причин, чтобы избавиться от автомобиля. Мы постарались рассмотреть наиболее распространенные из них с разных сторон и дать рекомендации о том, когда продать машину, чтобы не застрять.
Смена лампочки ближнего света
При замене лампочки ближнего света в автомобилях нужно учитывать качество работы оптических приборов, которые играет важную роль в процессе освещения.
Подбор колесных дисков на автомобиль
Современный автомобиль состоит из сотен различных устройств и агрегатов, включая компьютерные и климатические и акустические системы. Однако, какими бы системами на было укомплектовано средство передвижения, без колес оно никуда не поедет.
Быстрые способы определения качества бензина
Косвенным признаком, по которому можно оценить качество топлива, служит его цена. Водители со стажем всегда знает параметр цен на ГСМ в своем регионе проживания.
Не работают 1-2 цилиндра. Как поступить
Что делать, если перестали работать несколько цилиндров
Проблема "Missing" - давно известна практически всем водителям, только не каждый знает ее в такой трактовке. В простонародье ее именуют слегка по-другому.
Что делать, если не работает один цилиндр?
Когда в двигателе появляются странные звуки, другими словами "двигатель троит" - это означает, что перестал работать цилиндр. Бывает и такое, что в двигателе не работает сразу два цилиндра, но такая поломка случается крайне редко. Чаще всего ломается только один. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой из строя вышел один цилиндр. Что делать?
Что ломается в датчике дождя и можно ли поставить его самостоятельно?
Какая поломка может случиться в датчике дождя и есть ли возможность вмонтировать его без помощи специалистов?
Как правильно выбрать диски на свое авто
Как подобрать правильно диски на Ваше Авто?
Сегодня на любом автомобильном диске мы можем увидеть обозначение данного диска. Если Вы нашли это обозначение, то разобраться в нем и узнать подходит ли данный диск на Ваш автомобиль Вы с легкостью сможете, прочитав статью до конца. Но перед тем, как Вы решите самостоятельно подобрать новые диски для своей машины, не стоит пренебрегать инструкцией по эксплуатации Вашего авто. В ней указаны заводские стандарты, а также приделы до каких можно "прокачать" автомобиль.
Самое безопасное место в автомобиле
Самое безопасное место в авто
Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому вопрос обеспечения безопасности эксплуатации авто имеет огромное значение. Практически каждый человек хотя бы раз в своей жизни видел ДТП. Даже опытные и осторожные водители не могут гарантировать полной безопасности, поскольку они могут стать пострадавшей стороной в происшествии. Ситуации при движении могут возникать разные, но максимально подготовиться к ним возможно. Для многих водителей и пассажиров интерес представляет вопрос о самом безопасном месте в авто. На этот вопрос ответ будет дан ниже.
Как купить бу автомобиль и не попасть, современные реалии
Перед покупкой б/у автомобиля следует подумать и уточнить, для каких целей он необходим, сколько людей нужно возить на нем, как часто и как далеко. Определиться с моделью вам помогут как продавцы-консультанты, так и интернет.