Стоит ли менять катализатор на пламегаситель. Преимущества и недостатки
Для сокращения объемов выбросов вредных газов на современном автомобильном рынке предлагают транспортные средства, оборудованные каталитическим нейтрализатором. Данное устройство, как и любые другие механизмы, имеет определенный срок эксплуатации. Когда заканчивается предусмотренный производителем ресурс катализатора, покупают новый элемент или производят замену на пламегаситель, который еще называют стронгером. Последний способ обойдется владельцу авто гораздо дешевле. Прежде чем совершать какие-либо манипуляции с выхлопной системой, для начала лучше разобраться, в чем преимущества и недостатки того или иного устройства.
Строение и функции нейтрализатора
По внешним признакам нейтрализатор напоминает глушитель, т.е. выглядит как железный бочонок, состоящий из двух патрубков. Во внутренней части элемента расположен керамический наполнитель, оснащенный мелкими сотами. На поверхности отверстий находится специальное покрытие, которое вызывает окисление токсичных газообразных соединений, попадающих в трубу из мотора.
В результате на выходе в тракт поступают следующие вредные вещества: оксид азота и горючий угарный газ. Задача катализатора – преобразовать выбросы в безопасные смеси, а именно: азот, воду и углекислый газ. Из этого следует, что нейтрализатор отвечает за процесс очищения продуктов горения от ядов и предотвращает загрязнение окружающей среды.
Читайте также: Хотите продать авто быстро и дорого в Гродно?
Кроме каталитического нейтрализатора в узле содержатся пару кислородных датчиков, или лямбда-зондов. Их функционирование основано на следующем принципе:
- Один лямбда-зонд подсчитывает объем кислорода в дыме и посылает сигнал контроллеру, а уже тот регулирует количество и правильную пропорцию топлива и воздуха перед тем, как подавать смесь в цилиндры;
- Продукты горения под действием нейтрализатора становятся безвредными и транспортируются дальше по трубе;
- Конструкцию завершает очередной кислородный датчик, который контролирует качество выполненной очистки.
Строение пламегасителя
Пламегаситель в отличие от нейтрализатора характеризуется упрощенной схемой сборки. Он состоит из прямой металлической трубки, помещенной в непроницаемый цилиндр, защищенный звукопоглощающим наполнителем. В качестве материалов для изготовления наполнителя используют каолиновую вату, базальтовое волокно и асбест.
Переработанные газы попадают через отверстия в трубу. Одновременно с газами передаются звуковые колебания, которые поглощаются благодаря пористому материалу набивки. Следовательно, пламегаситель служит в роли вспомогательного глушителя, однако перерабатывать токсичные воздушные смеси устройство не предназначено.
Принцип работы
У многих автовладельцев возникает вопрос по поводу целесообразности установки пламегасителя. Почему вместо вышедшего из строя катализатора нельзя просто врезать железную трубу. Собственники отечественных авто зачастую прибегают к подобному методу. Тем не менее данный подход не совсем уместен.
Во-первых, нейтрализатор устроен таким образом, что может частично поглощать звуковые волны. При замене прибора куском обычной трубы шум от выхлопных газов существенно увеличивается.
Во-вторых, некоторые марки автомобилей имеют разные типы катализаторов – магистральные и коллекторные. Вместо магистральных моделей разрешается устанавливать прямой участок с фланцами, а коллекторные придется переоборудовать. Сначала разрезать бачок, а затем сваривать трубу. Чтобы долго не заморачиваться, легче сразу встроить «шайбу» стронгера, которые продаются на рынке.
Чтобы сэкономить на приобретении пламегасителя, некоторые пытаются изготовить прибор самостоятельно, переделав старый катализатор. Его демонтируют, ровно срезают корпус и извлекают содержимое. На освобожденный участок врезают перфорированную трубу, а пустоты вокруг забивают каолиновой ватой. Конец корпуса надежно сваривают.
Схема замены катализатора
- Машину загоняют на смотровую яму, выжидают, пока выхлопная труба остынет, и снимают непригодный нейтрализатор;
- Переделывают стронгер под фланцы предыдущего устройства. Их аккуратно срезают, а затем приваривают к новым патрубкам;
- Устанавливают пламегаситель между фланцами соединительной трубы при помощи прочных графитовых прокладок;
- Процесс замены старого прибора считается завершенным, если в автомобиле предусмотрен только один лямбда-зонд;
- Если в тракте присутствует второй датчик, на приборной панели замигает указатель Check Engine. Чтобы избежать серьезных проблем с неправильной работой двигателя или столкнуться с возрастанием расхода бензина, лямбда-зонд оснащают своеобразной «обманкой», которая обеспечивает передачу точных сигналов на блок управления мотором.
Справиться с заменой катализатора или врезкой пламегасителя, конечно, можно и своими силами, а вот, чтобы доработать до ума кислородный датчик, понадобится помощь опытного специалиста. Наиболее приемлемый способ – поместить в цепь лямбда-зонда электронный эмулятор, моделирующий верные сигналы прибора.
Достоинства и недостатки пламегасителя
Большинство среднестатистических водителей, если встает вопрос покупки нового нейтрализатора, в первую очередь обращают внимание на ценовой фактор. Заводские детали для отечественных авто будут стоить не менее 500 у. е. Для иномарок цена возрастает до 800 у. е. Помимо затрат на покупку детали стоит учитывать расходы на монтаж. Комплексная установка и корректная настройка эмулятора лямбда-зонда обойдется в районе 350 у. е.
Кроме того эксплуатация пламегасителя дает ряд преимуществ:
- благодаря наличию прямого участка на корпусе элемента значение сопротивления пропускания газовых потоков снижается, что упрощает работу мотора и продлевает его срок службы;
- примерно на 5 % от старой нормы затрачивается меньше бензина;
- стронгер устойчив к заправке бака некачественным горючим, которое содержит примесь этила и другие вредные вещества;
- применение описываемой детали повышает пожарную безопасность авто.
Немаловажным моментом выступает тот факт, что протекание химической реакции внутри катализатора сопровождается высвобождением тепла, поскольку там происходит дожигание угарного газа. В итоге корпус элемента накаляется. Как только водитель съезжает с шоссе, и под колеса попадает сухая трава, риск возгорания возрастает. Нагревание стронгера в подобных ситуациях исключено.
Если четко следовать рекомендациям по установке и делать замену поэтапно, сложностей и ощутимых изменений в управлении авто не должно возникнуть. Однако появятся некоторые неприятные аспекты:
- Почти на 10 % снизится срок износа прочих элементов выпускного тракта, а именно – глушителя. Это произойдет по причине воздействия горячих потоков газов;
- Выхлопы будут звучать гораздо громче;
- Даже после установки механической обманки не получится в полной мере заменить свойства оригинального лямбда-зонда, вследствие чего затраты на топливо увеличатся до 5 %.
Если говорить о более масштабных последствиях, то под удар попадает атмосфера. Отказываясь от каталитического нейтрализатора, автовладелец намеренно загрязняет воздух ядовитыми токсинами. С каждым годом производители наращивают объемы выпуска машин, поэтому выбор в пользу пламегасителей только усугубит состояние мировой экологии и причинит вред здоровью людей.
В отличие от европейских стран на территории бывших советских стран до сих не разработана система штрафов за использование пламегасителей и отсутствуют экологические нормы выбросов. Как только водитель заметит неполадки в работе мотора и посторонний звук под днищем, следует незамедлительно проверить исправность нейтрализатора. В случае износа заменить его или приобрести новую деталь.
Читайте также
Причины возможных неисправностей автомобиля
В зависимости от технического состояния автомобиля, времени последнего технического обслуживания, качества заливаемого топлива, будет зависеть то как машина едет.
Если автомобиль стал хуже ехать, медленно разгоняется или вообще не держит скорость, то нужно проводить диагностику автомобиля. В автомобиле множество запчастей и нужно знать, на что обращать внимание в таком случае.
Причины и способы устранения люфта в рулевом управлении
Появился люфт руля? Разберемся, что делать
Люфт - свободный ход в каком-либо устройстве механической конструкции. Он измеряется в виде показателя движения какого-либо управляемого узла. В случае с рулевой системой авто люфт означает амплитуду поворота руля до изменения направления движения, но наличие такой особенности предполагает большую вероятность наступления серьезных неисправностей.
Основные параметры для оценки стоимости своего автомобиля.
Каждый автовладелец обязан знать примерную рыночную стоимость автотранспортного средства. Такие операции, как: купля-продажа, аренда, оформления протокола в случае ДТП, требуют знания ориентировочной стоимости автомобиля.
Как ухаживать за салоном авто из натуральной кожи
Всем прекрасно известно, как хорош кожаный салон автомобиля не только своими внешними данными, но и своими техническими характеристиками, которые включаю в себя продолжительность службы и устойчивость к повреждениям и загрязнениям различного типа.
Mitsubishi Pajero Sport: меняется облик, но не характер
Премьера обновлённого Mitsubishi Pajero Sport 2019–2020 состоялась в Таиланде ещё 25 июля 2019 года. Известный японский внедорожник пережил рестайлинг, заметно изменив внешний облик и расширив функционал.
5 советов по выбору автомобиля с пробегом
Покупать автомобиль на рынке – всегда похоже на лотерею. Даже через автосалон не всегда можно приобрести идеальный автомобиль.
Коробка и двигатель будут дольше служить: простейшие рекомендации
Если нет возможности приобрести новый автомобиль, то следует подумать о продлении срока эксплуатации уже имеющегося. Многие современные авто собраны так, что ресурс главных агрегатов – трансмиссии и мотора – соответствует сроку заводской гарантии.
Десятка лучших поддержанных автомобилей-внедорожников с полным приводом
К полному приводу стремятся те автолюбители, не желающие находиться в зависимости от условий погоды (ожидать много времени эвакуатор или технику для уборки снега в зимнее время после снегопада) или отказываться от загородной поездки, если ожидает бездорожье.
Синий, красный, желтый или зеленый. Как разобраться в антифризе
Синий, красный, желтый или зеленый антифриз. Разница и какой антифриз выбрать
Сейчас прилавки автомобильных магазинов утыканы большим разнообразием антифризов, у которых различные характеристики.
Но они отличаются не только характеристиками, но и цветами: антифриз бывает красный, синий, зеленый и даже желтый.
И само собой у многих автомобилистов возникает вопрос: что из этого разнообразия выбрать, чтобы оно подходило для охлаждающей системы моей машины?
Как завести машину с толкача
Заводим машину с толкача правильно
Автомобильный аккумулятор обладает коварством разряжаться в самый не подходящий момент. Особенно когда нужно срочно ехать по делам. Если под рукой не имеется запасной аккумуляторной батареи или проводов для подзарядки, иначе для «прикуривания» можно воспользоваться двумя другими вариантами выхода из ситуации.
Первый вариант это помочь двигателю с запуском, иначе с толкача не завести. Вторым вариантом является использование троса буксировки. Дабы не тратить силы и время напрасно, нужно знать последовательность выполнения этих действий.