Как правильно ездить на механической коробке передач

Блог
2 октября 2019 г.
1858

Правильная техника переключения передач при управлении автомобилем на механике

Коробка передач с ручным переключением обычно просто называется механической (МКПП), хотя и многие автоматизированные агрегаты, строго говоря, построены по тому же принципу. Обычно подобные КПП имеют от четырёх до шести передач переднего хода и одну передачу для движения назад.

Изучению приёмов управления МКПП учат на автомобильных курсах по вождению, но не всегда отработанные там приёмы являются верными. Иногда их стоит откорректировать для более эффективной и безопасной езды.

Что же имеет водитель в авто с механикой

В машинах с ручной коробкой под ногами водителя расположены три педали. Левой ногой управляется педаль сцепления. Нажимая на неё можно разомкнуть связь между двигателем и трансмиссией. Так приходится поступать при любых манипуляциях с коробкой, чтобы её шестерни входили в зацепление между собой, будучи не нагруженными крутящим моментом мотора, в противном случае переключение будет жёстким, шумным и разрушительным для трансмиссии.

Педали тормоза и акселератора и обе нажимаются правой ногой, поскольку при обычном режиме движения нет необходимости тормозить и увеличивать обороты одновременно.

Для удобства управления МКПП используется тахометр на щитке приборов. По нему видно, достиг ли двигатель оборотов переключения на следующую передачу, или наоборот, обороты упали ниже допустимых, и следует перейти на низшую скорость.

Старт автомобиля и смена передач

Запустив двигатель и дав ему набрать приемлемую для езды температуру, водитель выжимает сцепление и включает первую передачу. При отпускании педали нужно уловить момент, когда диски сцепления начинают соприкасаться, задержать ход педали в этом месте и слегка добавить оборотов. Автомобиль комфортно придёт в движение.

mkpp

Читайте также: Выкупаем авто в Минске и по всей Беларуси

Дальше можно уверенно, но не резко, добавить газу, разогнаться до средних оборотов, снова выжать сцепление и перейти на вторую передачу. При любом выжиме педали следует отпускать акселератор, иначе двигатель начнёт интенсивный набор оборотов, что нежелательно для трансмиссии.

При переключении передач вниз желательно освоить приём двойного выжима сцепления, когда после перевода рычага в нейтральное положение педаль сцепления отпускается, а обороты кратковременно поднимаются до средних. Такой режим ещё называется перегазовкой. Приём позволяет переключаться гораздо быстрее, при этом сберегая ресурс МКПП.

Торможение двигателем

Если при движении автомобиля сбросить газ не выключая сцепление, то машина начинает замедляться быстрее, чем на нейтралке. При этом, чем ниже передача будет включена, тем замедление будет интенсивней. Поскольку колёса на таком торможении нагружены положительным или отрицательным моментом со стороны двигателя, то они не заблокируются, а мотор не заглохнет. Это очень удобно, когда необходимо сбрасывать скорость на мокрой или заснеженной дороге.

Именно тут может очень пригодиться упомянутый выше приём быстрого переключения на пониженную передачу с перегазовкой и двойным выжимом. Не стоит его бояться, после некоторой тренировки он выполняется совершенно автоматически и представляет не больше сложностей, чем обычное переключение.

В особо сложных условиях можно одновременно со сбросом передач вниз ещё и притормаживать рабочим тормозом, но это потребует отработки навыка одновременного нажима носком правой ноги на тормоз, а пяткой на педаль газа. До появления современных полуавтоматических коробок передач таким приёмом в совершенстве обладали автогонщики.