Пн.-Вс. 8:00-22:00
Минск ул. Прушинских, 31А
Ежедневно 8:00-22:00

Гелевые аккумуляторы для авто. Достоинства и недостатки

Классические свинцово-кислотные аккумуляторные батареи на протяжении многих лет с успехом используются в электрических схемах автомобилей. Тем не менее усилия многих проектировщиков и производителей направлены на улучшение потребительских свойств и технических параметров АКБ.

В итоге аккумуляторы претерпели значительные изменения. Уменьшение доли сурьмы либо замена сурьмы на кальций в свинцовых пластинах существенно снизили потребность в доливе, сделали батареи практически необслуживаемыми. Применение серебра в качестве легирующий добавки дало возможность увеличить срок службы аккумуляторов. Но эти изменения мало затронули основные принципы конструирования.

gel akkumuliator

Читайте также: Как срочно и дорого продать авто в Минске

Более серьезным прорывом в технологии изготовления автомобильных батарей стало использование последних разработок в области накопления электроэнергии, первоначально примененных в космонавтике. В околоземном пространстве в условиях невесомости, специфической воздушной среды, затруднено или вовсе невозможно использование обычных источников энергии. В результате появились так называемые гелевые аккумуляторы. Вначале новые технологии применялись в системах автономного электроснабжения, источниках бесперебойного питания, в компьютерах. Автомобильные АКБ появились в двухтысячные годы.

Два вида гелевых аккумуляторов

Если коротко охарактеризовать гелевые АКБ, то они используют электролит с практически полным отсутствием текучести. Фактически же в производстве аккумуляторов, не нуждающихся в обслуживании, применяются две различные технологии, и представители этих двух направлений ведут жесткую борьбу за рынок сбыта.

На данный момент существует два вида гелевых аккумуляторов:

  • GEL (Gelled Electrolyte);
  • AGM (Absorptive Glass Mat).

Разработчики не ставили перед собой цель изобрести новый принцип накопления и расходования электроэнергии. Химические процессы, протекающие в устройстве, в обоих случаях совпадают с процессами в обычном свинцово-кислотном аккумуляторе. Вместо этого были решены вопросы по увеличению срока службы АКБ, снижению выбросов, образующихся во время реакции, газов, надежной фиксации электролита внутри батареи, устранению необходимости доливать воду. Оба метода обеспечивают новые возможности, но разными средствами.

Аккумуляторы GEL

Необходимый компонент получают путем добавления в кислоту вещества на основе двуокиси кремния (SiO2). Образуется желеобразная масса (гель), полностью заполняющая пространство между электродами и обеспечивающая полный контакт электролита с пластинами. Собственно, такая консистенция электролита и дала название гелевым аккумуляторам.

GEL

В процессе использования гелевая масса подсыхает, и в ней образуются микротрещины. Испаряющиеся газы (кислород и водород), задерживаясь в этих трещинах, вступают в реакцию (рекомбинация газов). Образующаяся вода смачивает электролит, поддерживая, таким образом, нужную консистенцию. Правда, часть газов все-таки не рекомбинирует и скапливается в верхней части аккумулятора. В конструкции предусмотрен клапан, срабатывающий при высоком давлении и выпускающий излишек газов в окружающую среду.

Плюсы и минусы гелевой технологии

Данная реализация имеет массу преимуществ:

  • максимальная область соприкосновения электролита с пластинами обеспечивает маленькое внутреннее сопротивление при зарядке и использовании АКБ, увеличивает допустимое значение пускового тока;
  • активная масса надежно зафиксирована, не подвержена осыпанию, что ведет к увеличению срока использования устройств. Изготовители GEL аккумуляторов гарантируют 800-1000 циклов перезарядки, это примерно соответствует десяти годам эксплуатации. Электроды надежно защищены от коррозии, что также увеличивает срок службы устройства;
  • в условиях длительного хранения аккумулятор разряжается намного медленнее традиционных АКБ. При нормальной температуре батарея с полным зарядом теряет в год не более 15-20% от первоначальной емкости;
  • высокая экологичность продукта. Выделяемые газы в основном рекомбинируют, образуя воду. В атмосферу попадает лишь незначительная часть, которая не создает опасную концентрацию. Гелевый электролит не вытекает даже при повреждении внешней оболочки батареи;
  • из-за конструктивных особенностей электродов устройства меньше подвержены сульфатации, поэтому более устойчивы к глубокому разряду;
  • практически полная герметизация аккумулятора (за исключением клапана для стравливания излишков газов) позволяет эксплуатировать его при любых поворотах, устанавливать на наклонную плоскость;
  • устройство не надо обслуживать, конструкция не позволяет доливать воду или электролит. Лишь иногда необходима подзарядка.

Главные недостатки данного варианта

Гелевые аккумуляторы GEL плохо переносят перезаряд, повышенные значения тока и напряжения заряда. Причины этого следующие:

  • более интенсивное газообразование ведет к заметному повышению давления как в свободном пространстве внутри корпуса, так и в самой гелевой массе. При больших отклонениях это может привести к взрыву батареи;
  • электролит сильнее разогревается, становится более текучим. Гель может потерять свои свойства, которые не восстановятся даже после охлаждения. Такой аккумулятор ремонту не подлежит.

Особенности использования GEL АКБ

В процессе эксплуатации важнее всего не допускать причин, которые могут привести к поломке аккумулятора. Необходимо придерживаться следующих правил:

  • устанавливать зарядный ток (в амперах) не более 10% емкости (ампер-часов). Рекомендуется использовать зарядные устройства с автоматической или ручной регулировкой силы тока, использовать ступенчатое изменение тока в процессе зарядки;
  • не допускать подачи на АКБ напряжения выше предельной величины. Для большинства аккумуляторов GEL эта величина составляет 14.2В. При опасности ее превышения нужно перевести ЗУ в режим стабилизации напряжения;
  • исключить возможность короткого замыкания. Вследствие пониженного внутреннего сопротивления даже секундное КЗ приведет к недопустимому значению тока с возможными необратимыми повреждениями устройства.

Вышеперечисленные требования в основном касались зарядных устройств. Кроме этого, необходимо доработать электрическую схему автомобиля. Даже хорошо отлаженный реле-регулятор не исключает возможности увеличения выходного напряжения генератора больше 16В, а это губительно для гелевого устройства. Необходима установка дополнительного стабилизатора напряжения.

О цене на гелевые АКБ

dengi

Главной причиной, мешающей широкому распространению автомобильных гелевых АКБ, является их заоблачная стоимость. Изготовители и торговые фирмы, пользуясь растущей популярностью изделий среди пользователей, накручивают цены намного выше реальной стоимости. В частности, АКБ емкостью 35Ач стоят 370-500 руб. Аккумуляторы от 60 до 75Ач реализуют по 800-900 руб. Частично цены компенсируют высоким гарантийным сроком, 5 лет и выше. Однако, если учесть стоимость специального зарядного устройства и дополнительные расходы на модернизацию электрооборудования, то в глазах многих автомобилистов овчинка не стоит выделки.

Аккумуляторы AGM

Расшифровка Absorptive Glass Mat в переводе с английского означает Абсорбирующий Стекломат и в полной мере отражает конструктивные особенности изделия. По технологии AGM в пространстве между электродами заложены пористые прокладки из стекловолокна, пропитанного жидким электролитом. Электролит заполняет поры такого «мата» и не вытекает даже при механических повреждениях аккумулятора.

Часть пор остается свободными. В них скапливаются образующиеся в химической реакции газы, которые затем практически без остатка рекомбинируют, превращаясь в воду.

Химические процессы, протекающие в АКБ, полностью идентичны процессам в обычных свинцово-кислотных батареях.

ВНИМАНИЕ! Аккумуляторы с технологией изготовления AGM нельзя называть гелевыми, с недавних пор по отношению к ним стали употреблять понятие «стекломатовые».

Сравнение АКБ различных типов

Чтобы выбрать наиболее подходящий автомобильный аккумулятор, владельцам приходится учитывать все сильные и слабые стороны разных типов АКБ.

Гелевые и традиционные аккумуляторы

По сравнению с традиционными свинцово-кислотными батареями гелевые бесспорно имеют массу преимуществ:

  • комфортная и безопасная эксплуатация;
  • способность обеспечивать повышенные пиковые значения пусковых токов. Даже при сильно разряженной батарее хватит ресурсов, чтобы завести автомобиль;
  • значительно меньший саморазряд в отсутствие активного использования;
  • при эксплуатации в зимних условиях (до -25-45 градусов) в режиме постоянной недозарядки гелевые меньше теряют емкость за счет увеличения циклов перезарядки;
  • стойкость по отношению к сильному разряду и сульфатации;
  • увеличенный срок службы.

akkum

Однако все преимущества гелевых аккумуляторов запросто может перекрыть их стоимость – в 3-4 раза дороже обычных. Даже повышенные гарантии производителей (гарантийный срок 7-10 лет по сравнению с 3-5 лет для традиционных АКБ) не всегда компенсируют затраты.

GEL и AGM

В техническом плане гелевые аккумуляторы намного более совершенны, чем стекломатовые. Здесь можно отметить увеличенный запас зарядок-разрядок (800-1000 циклов против 350-400), почти двукратное увеличение пусковых токов, меньшая чувствительность к значительному перепаду температур, уменьшенные величины утечек и саморазряда.

Несмотря на проигрыш по эксплуатационным характеристикам, устройства с технологией изготовления AGM способны конкурировать с гелевыми за счет более низкой цены – почти в 2 раза. Примерные цены для аккумуляторов 35Ач составляют 5-6 тысяч руб., 70Ач можно купить и за 280 руб. Кроме того, не нужна модернизация электрооборудования и покупка дорогостоящего зарядного устройства.

Читайте также

Осмотр машины перед покупкой: как организовать
Осмотр машины перед покупкой: как организовать
14 декабря 2017
1994

Практически каждый автовладелец сталкивается с необходимостью продажи своего транспортного средства. На это могут быть абсолютно разные причины. Не секрет, что любой продавец заинтересован в быстром и беспроблемном заключении сделки с покупателем.

Подробнее...

Почему не держит стояночный тормоз
17 июля 2019
1397

Перестал держать ручник?

В обзоре будут рассмотрены основные сведения о подсистеме торможения, основные проблемы и пути их преодоления. Несмотря на то, что «ручник», он же стояночный тормоз, и несёт функцию обездвиживания транспортного средства на стоянках и остановках, некоторые автомобилисты игнорируют его. В автомобилях с автоматической коробкой передач стояночный тормоз может не применяться, но даже водители авто с механической коробкой передач оставляют их на первой скорости на длительных стоянках. Владельцы машин поступают так неспроста. Сложные погодные условия и качество дорог, мало подходящих для движения, способны вызвать отказ «ручника» именно тогда, когда он будет нужен. Такая поломка вызывается засорением колодок или их обледенением. А теперь рассмотрим эти вопросы подробнее и по порядку.

Подробнее...

Что такое ABS и в каких случаях это может быть опасно
25 февраля 2019
1361

Недостатки автомобиля, оснащённого АВS

Непрофессиональные автомобилисты предпочитают ездить преимущественно на машинах, оборудованных системой автоматической блокировки колёс. В обиходе часто используется аббревиатура ABS – по первым буквам этой фразы на английском языке. Назначение подобной системы состоит в том, чтобы исключить блокировку колёс при внезапном резком торможении. При этом машина сохраняет управление и не теряет устойчивости. Не подлежит сомнению тот факт, что эта функция только увеличивает безопасность перевозок. Но эксперты предупреждают, что это суждение не всегда верно. Могут произойти ситуации, когда наличие ABS увеличивает вероятность аварии. Если это так, то стоит знать о таких ситуациях всё. Рассмотрим работу системы подробно.

Подробнее...

Осмотр автомобиля перед покупкой
Полезные рекомендации при выборе и покупке подержаного автомобиля
05 ноября 2017
1463

В наше время личный автотранспорт стал необходимым атрибутом повседневной жизни. Но реальность подталкивает нас порой к покупке авто с пробегом.

Подробнее...

Почему закипает антифриз
01 июля 2019
1077

Причины и следствия закипания антифриза

Чтобы избежать критических неисправностей, связанных с перегревом силовой установки, следует не допускать закипания охлаждающей жидкости в системе. Даже небольшая поломка может привести к этому явлению, поэтому крайне желательно своевременно разобраться и устранить неисправность. Данный обзор посвящён рассмотрению причин кипения жидкости, а также методов ликвидации и профилактики этого явления.

Подробнее...

Замерзла жидкость омывателя
Что предпринять при замерзании жидкости в бачке омывателя
16 июня 2017
1338

Трудно сейчас отыскать человека, который верит прогнозу погоды. Скорее всего такие люди есть, и наверняка они достаточно суеверны. Предположим, как обычно, вдруг неожиданно пришла зима.

Подробнее...

Соглашаться ли дышать в алкотестер инспектора
Соглашаться ли дышать в алкотестер инспектора
06 июля 2017
3842

Многие автолюбители сталкивались с ситуацией на дороге, когда сотрудник дорожной милиции просит вас пройти тест на наличие алкоголя, используя алкотестер. Конечно, большинство не будут спорить и пройдут тест. Но, если вы уверены в своей трезвости на 100 %, а алкотестер вдруг показывает у вас наличие алкоголя, превышающее допустимую норму.

Подробнее...

Как правильно высушить авто от влаги
02 августа 2019
1808

Правила сушки автомобиля от воды

Вода в салоне машины может стать причиной неисправности авто и невозможности его нормальной эксплуатации. Повышенная влажность может снизить видимость для водителя, нарушить работоспособность электронных систем машины, привести в ненадлежащий внешний вид материалы отделки салона.

Подробнее...

Как проверить аккумулятор с помощью мультиметра
25 марта 2022
223

Даже если автовладелец предпочитает доверять свое техническое изделие только профессионалам, все равно, имеют место такие вещи, которые он должен уметь осуществлять собственными силами.

Подробнее...

Как избавиться от сколов на машине с помощью частичной покраски кузова
07 августа 2018
2841

Избавление от сколов методом частичной покраски кузова

Любой автомобиль за недолгий срок эксплуатации может получить незначительные разрушения. Сколы, которые образуются после поездок на высокой скорости от камней, насекомых, могут привести к большим разрушениям, если вовремя не устранить их. Коррозия начинает разрушать авто под краской и заметить это очень трудно. Сколы, которые не закрашены, являются местом «заражения» коррозией, а в последствие разрушения кузова.

Подробнее...

Оценка стоимости автомобилей

Заполните форму онлайн-оценки рыночной стоимости автомобиля
Укажите все данные Вашего автомобиля ...
... и получите достойную и реальную рыночную цену автомобиля
Наши публикации в популярных изданиях

Пресса о нас

Вы находитесь далеко от Минска? Не беда!

Работаем по всей Беларуси

Выкуп авто в РБ

Наша компания имеет представительства во всех крупных городах Беларуси, поэтому автоскупка в Вашем городе происходит в самые короткие сроки. Опытные оценщики автомобилей готовы бесплатно выехать в самые отдаленные точки РБ. Мы осуществляем выезд на осмотр автомобиля по всей территории Беларуси.

Выкупаем все популярные марки

Марки выкупаемых автомобилей

Что о нас пишут клиенты

Отзывы клиентов нашего выкупа

ОТЗЫВЫ
Автомобили продают здесь