Достоинства и недостатки вариатора
- Блог
- 28 февраля 2019 г.
- 4614
Покупать ли авто с вариатором?
На современные автомобили взамен привычных классических автоматов все чаще устанавливаются вариаторы. Стоит ли покупать машины с установленным вариатором?
Особенности конструкции
Конструктивно вариатор это коробка передач с двумя подвижными валами, соединенных между собой подвижным ремнем, за счет которого есть возможность без разрыва мощности изменять соотношение с коленвала. Такая конструкция позволяет при разгоне и торможении машины исключить рывки. При кажущейся сложности конструкции такая коробка нисколько не сложнее устройства привычных АКПП. Вариатор управляется за счет множества приводов и валов, через которые и передается мощность. Вариаторы универсальны с точки зрения возможности их установки как на городские небольшие авто, так и на большие внедорожники.
Классификация
Все вариаторы можно разделить на 3 основные группы:
- Гидравлические.
- Тороидальные.
- Клиноременные.
Последний тип вариатора получил наибольший спрос на рынке благодаря надежности, простоте конструкции и эффективности. Именно такая коробка дает возможность максимально реализовать мощность двигателя при небольшом расходе топлива.
Читайте также: Выкуп авто в Минске, Бресте, Гродно, Гомеле, Витебске, Могилеве срочно
В последнее время все чаще конструкция вариаторов предусматривает планетарную передачу взамен привычных ремня и валов. Это стало залогом расширения рабочего диапазона примерно на 20%. При небольших размерах такая коробка может устанавливаться даже в маленькие городские машины.
Раньше АКПП на мощные машины устанавливались редко по причине сложностей эксплуатации трансмиссии, которые просто не выдерживали чрезмерно большую нагрузку. Использование в таких автомобилях вариаторов дало возможность исключить подобные проблемы, поскольку такая трансмиссия достаточно легко может справляться с высокой тягой.
Достоинства и недостатки
- Главное достоинство вариатора – способность плавно изменять крутящий момент, что возможно за счет изменения длины соприкасающегося с валом ремня. С появлением вариаторов изначально использовались ремни из резины с целью снизить расходы на производство таких коробок. Со временем выяснилось, что такая конструкция не очень надежна, что обусловило слишком частый ее ремонт. Производители исправили эту ситуацию за счет использования металлического ремня, который служи гораздо дольше и не требует вмешательства на протяжении длительного времени.
- Еще одним достоинством вариатора можно считать экономию топлива по сравнению с использованием АКПП. Такая экономия возможна благодаря отсутствию разрыва мощности и максимальному использованию агрегата.
- При безразрывном принципе увеличении мощности получается движение машины без рывков, которые зачастую проявляются при управлении машиной с АКПП.
- Ценителям динамики классические вариаторы оснащены специальной функцией – имитацией режима работы АКПП, когда скорости переключаются с ощутимыми рывками. Кроме того, водители могут прочувствовать на себе режим кикдауна, когда становится доступным максимальное ускорение авто.
- Современные вариаторы имеют небольшие размеры, позволяющие устанавливать их вместе с моторами в подкапотном пространстве. Универсальная конструкция вариатора дает возможность сочетания такой коробки как с обычными двигателями, так и с гибридными моделями автомобилей, в которых использование автоматической или классической коробок очень затруднительно.
При большом количестве достоинств современные вариаторы имеют и свои недостатки.
- В первую очередь, вариаторы очень требовательны к квалифицированному обслуживанию. Отдавать автомобиль с такой коробкой в сервис или на ремонт в непрофессиональным мастерам в «гаражную» мастерскую нельзя, поскольку неквалифицированное вмешательство может повлечь в дальнейшем необходимость проведения дорогостоящего ремонта.
- Необходимость замены масла каждый 50 тысяч километров пробега. При этом необходимо использовать для этих целей только качественную дорогую синтетику, а сам процесс замены масла важно проводить в фирменных сервисах.
- При надежности вариаторов они все-таки, как и любая техника, могут ломаться, а ремонт, как правило, требует дорогостоящего ремонта. Наиболее распространенная неисправность вариаторов – проблемы с автоматикой, в результате которых отмечаются существенные задержки с набором мощности, постоянные обороты, что влечет за собой снижение динамики машины.
- Вариаторы часто устанавливаются на срежнеразмерные кроссоверы японского производства и оснащенные двойным сцеплением автомобили. Конструкция агрегата достаточно сложна и не рассчитана на активную езду. Ее приоритеты в эксплуатации – аккуратная и бережная езда. При поломке двойного сцепления и вариатора ремонт для автовладельца может обойтись в достаточно крупную сумму, размер которой часто сопоставим с ценой новой АКПП.
Вывод
Вариатор – универсальный агрегат, конструкция которого дает возможность повышать мощность авто без разъединения привода. Такой механизм обеспечивает высокий уровень комфорта и значительное снижение расхода топлива. Но такие механизмы имеют и свои недостатки, связанные, прежде всего, со сложностью в обслуживании и ремонта. Кроме того, при эксплуатации автомобиля с вариатором необходимо учитывать некоторые особенности эксплуатации таких машин. Например, вариаторы быстрее выходят из строя при активной манере езды с резкими ускорениями. При грамотной и бережной эксплуатации автомобилей с вариатором он прослужит долго.