Причины появления дыма из выхлопной трубы

Блог
2 мая 2019 г.
4710

Дым из выхлопной трубы: возможные причины

Дым из выхлопной трубы – это признак уже имеющейся или наступающей сложной поломки, которая потребует серьезных затрат на исправление. Такой дым не просто «рассказывает» о состоянии авто, но и дает возможность выявить и устранить неисправности мотора. О чем может «рассказать» дым и какие последствия он несет с собой?

Перед детальным разбором темы важно сразу обозначить – часто из глушителя идет не дым, а обычный водяной пар, который ничего страшного не предвещает и не означает. Из выхлопной трубы может идти дым разного цвета – белый, черный или синий. Цвет каждого из них обусловлен теми или иными причинами и означает разные неисправности.

Белый цвет дыма – это, скорее всего, пар – побочный продукт работы двигателя. Его образование во многом зависит от температуры окружающей среды или высокой влажности воздуха. Даже в летнее теплое время образование пара при работающем двигателе является нормой, поскольку возникновение его связано с осаждением конденсата в системе выпуска. Кроме того, в бензине, как бы странно это не звучало, также есть небольшое количество воды, которая при сгорании топлива выходит через выхлопную трубу.

Белый дым из выхлопной трубы

Читайте также: Срочный выкуп авто в Могилеве и по Беларуси за 96% от рыночной стоимости

Озабоченность должна возникнуть у автовладельца в том случае, когда при достаточно теплой погоде и прогретом двигателе выхлопная труба все-таки дымит, а на других авто этого не наблюдается. В этом случае рекомендуется принюхаться к запахам, которые могут проявиться при подгорании антифриза, основным компонентом которого является вода. Часто выявляются случаи, когда антифриз выбрасывается через выхлопную трубу после попадания в камеру сгорания. Среди основных причин попадания жидкости в цилиндры:

  • повреждение прокладки головки блока цилиндров;
  • наличие небольших трещин в самом блоке;
  • разгерметизация впускного коллектора.

Во всех перечисленных случаях антифриз будет вытекать из расширительного бачка. Кроме того, жидкость после смешивания с маслом может попадать в картер мотора. Как правило, ремонт этих неисправностей предполагает серьезные финансовые затраты, в том числе по причине необходимости частичного разбора мотора. Зачастую проводить дорогостоящий ремонт вообще нецелесообразно по финансовым затратам, а рациональнее приобрести новый контрактный двигатель. Необходимо отметить, что даже самые качественные прокладки ГБЦ выдерживают не более 200 – 300 тысяч километров пробега.

Синий дым – точно не безобидный пар, а продукт сгорания масла. При этом дым может иметь разные оттенки, но с черным или белым дымом его в любом случае не спутать. Цвет и степень насыщенности дыма зависит от характера поломки и объемов сгораемого масла. Кроме того, синий дым имеет особенный запах, который напоминает запах от старых мотоциклов с двухтактными моторами без системы раздельной смазки. Синий дым с выхлопной трубы сопровождается, как правило, достаточно сильным расходом моторного масла. При отсутствии уверенности в причинах повышенного расхода масла и его попадания в камеру сгорания достаточно подставить к выхлопной трубе белый листок бумаги – появляющиеся на нем капли будет иметь жировые разводы.

Масло в цилиндры может попадать по двум основным причинам:

  1. Износ деталей поршневой группы. Эта неисправность может проявляться в виде загибания колец, задиров на зеркале цилиндров и так далее. В результате падает компрессия, а ремонт влечет за собой серьезные финансовые затраты, порой сопоставимые с покупкой нового мотора.
  2. Вторая причине не такая плачевная и предполагает устранение неисправности за счет небольших вложений износ маслосъемных колпачков. Эти детали служат примерно столько же, сколько и прокладки ГБЦ и заменятся без необходимости разбора мотора. Стоимость колпачков невелика – всего несколько сотен рублей.

На турбированных двигателях масло может попадать в выхлопную трубу по причине неисправности турбокомпрессора – сильного износа уплотнителей ротора и подшипников. Иногда синий дым появляется и по причине плохой герметичности клапанов, а также неисправности системы зажигания. Точно определить причину синего дыма в некоторых случаях бывает очень непросто, а при его наличии необходимо в кратчайшие сроки обращаться к услугам квалифицированных специалистов. Любое промедление и эксплуатация авто при имеющейся проблеме только усугубит неисправность.

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым – «читается» легче всего и спутать его с другими цветами просто невозможно. Черный дым означает чрезмерное обогащение топливной смеси, когда бензин просто не успевает сгорать и образуется большой объем сажи. Основные причины подобной неисправности – слабая герметичность топливных форсунок либо проблемы в работе электронных датчиков, что предопределяет некорректность процесса смесеобразования  и разжигания. Симптоматика такой неисправности – уменьшение мощности двигателя, проблемы с запуском, повышенный расход топлива. Как показывает практика, дизельные моторы дымят сильнее бензиновых двигателей.

Затягивать с ремонтом также нельзя, поскольку бесконтрольное поступление топлива в цилиндры способствует снятию масляной пленки с их стенок. В результате поршневая группа изнашивается значительно быстрее, а сильная детонация разрушает двигатель. При догорании топлива в катализаторе снижается и его ресурс.  Известны случаи, когда излишки бензина сливались в картер и смешивались с маслом.

Дым из выхлопной трубы любого цвета – сигнал прекратить использование авто и немедленно обратиться в сервис. Нарушение этого правила может привести к полной поломке мотора. Подготовленные автовладельцы могут попробовать самостоятельно определить характер неисправности по приведенным выше признакам, но при отсутствии уверенности в заключении следует довериться квалифицированным специалистам.