Пн.-Вс. 8:00-22:00
Минск ул. Прушинских, 31А
Ежедневно 8:00-22:00

Сложный выбор между электрическим и гидравлическим усилителями руля

Прошли времена, когда рулевое управление автомобиля было неким тренажёром для развития силы рук водителя. Сейчас машины без усилителя руля остались только в некоторых видах автоспорта, где это определено техническим регламентом. В современных автомобилях руль вращается без затруднений даже слабыми женскими руками.

Помогает водителю вращать рулевое колесо либо гидравлика (ГУР), либо электродвигатель (ЭУР). Встречаются и гибридные варианты, когда давление в гидроусилителе создаётся электрическим насосом, но это сделано с целью более точного управления усилием, и такое устройство можно смело относить к гидравлике. 

Придирчивому покупателю автомобиля может потребоваться обосновать свой выбор того или иного типа усилителя. Всем прочим это не принципиально, на ходу средний человек вряд ли сможет уловить отличия. Но тонкости в работе и эксплуатации имеются, их желательно знать.

Устройство и состав различных усилителей руля 

ГУР – классика жанра

С момента появления первых усилителей, принципиальная схема устройства не изменялась. В состав системы входят:

  1. Непосредственно исполнительное устройство, сопряжённое с рулевой рейкой или червячным редуктором рулевого механизма. Выполняется в виде моноблока, обычно имеющего общий корпус.
  2. Гидронасос, приводимый во вращение от коленвала двигателя ременной передачей с двумя шкивами и натяжным устройством.
  3. Шланги высокого и низкого давления. Высокое передаёт энергию от насоса через специальную жидкость к поршням усилителя. Магистрали низкого давления служат для сброса жидкости в обратном направлении и подпитки системы из накопительного резервуара.
  4. Накопительный бачок для гидравлической жидкости, через который и заполняется система. В роли носителя чаще всего применяется масло, подобное используемому в автоматических коробках передач, но иногда оно узко специализировано для ГУР. Дело в том, что ряд свойств жидкости противоречит его универсальному применению. Хотя на практике допустимо заливать в ГУР жидкости типа ATF, за исключением случаев прямого запрета производителя.

Гидро или электроусилитель руля

Читайте также: Скупка авто в Гродно, дорого

При работе системы жидкость под давлением поступает к исполнительному механизму, представляющему собой классический гидроцилиндр с плавающим поршнем. Поршень соединён с рейкой руля (для случая реечного рулевого управления). В зависимости от того, с какой стороны поршня давление больше, сила поршня прикладывается к рейке в ту или иную сторону. Эта добавка и снимает часть напряжения с рук водителя.

Задание конкретного направления осуществляется клапанами распределительного механизма, соединённого с рулевой колонкой. Водитель, поворачивая вал колонки, задаёт необходимое итоговое давление и его знак. Избыток жидкости уходит в обратную магистраль и снова поступает на вход гидравлического насоса.

Алгоритм действия хорошего ГУР достаточно сложен, поскольку от него требуется качественное исполнение целого ряда функций: определение и регулировка прямого усилия на рейку, создание необходимой обратной связи водителю через рулевое колесо, быстрая работа в экстремальных ситуациях. От того, насколько механизмы с этим справляются, и зависит качество всей системы. К сожалению, близко к идеалу её работа может выполняться только на самых дорогих автомобилях, поскольку электроники в простой системе нет, а без неё очень трудно точно управлять гидроприводом. Отсюда и неизбежность появления гибридных конструкций, иногда называемых аббревиатурой ЭГУР, или термином Servotronic.

Электроэнергию в помощь

Обычный ЭУР устроен иначе. Рабочего тела в виде масла здесь нет, зато есть мощный реверсируемый электродвигатель с редуктором. Выход сервопривода обычно соединён с валом рулевой колонки, хотя случается и прямое воздействие на рейку, что делает реакции механизма чище и точнее.

Система датчиков определяет усилие, прикладываемое водителем к рулю, вычисляет его направление, величину и интенсивность вращения. Электронный блок выполняет пересчёт параметров и прикладывает дозированное напряжение к электромотору. Блок двигателя с редуктором преобразует электрический сигнал в механическое воздействие на вал или рейку. Компактное устройство, включающее все компоненты, может быть размещено непосредственно на колонке, под приборным щитком. Туда же подводятся дополнительные сигналы, оптимизирующие работу, например информация о скорости автомобиля, в зависимости от которой должен изменяться коэффициент усиления.

Достоинства и недостатки обеих систем

Гидравлические усилители производятся давно, и их технологии хорошо отработаны в массовом выпуске. Они не требуют большого расхода электроэнергии, поскольку насос приводится непосредственно от двигателя. Это особенно важно, когда ГУР применяется на тяжёлых грузовых автомобилях, где от усилителя требуется значительная производительность.

Недостатками ГУР можно считать применение капризных гидравлических систем с жидкостью, обладающей значительной текучестью. Малейшие неплотности, возникающие в результате износа манжет и прокладок, ведут к отказу всей системы. А если не заметить большую утечку, механизм окажется без смазки и полностью выйдет из строя.

Про точность работы устройства уже говорилось выше. Только наиболее дорогие ГУР смогут удовлетворить взыскательного водителя легкового автомобиля, особенно спортивного. Гидроусилители старых конструкций, например, приучили всю Америку к совершенно «пустому» рулю, который легко вращается одним пальцем на любой скорости, что никак нельзя считать безопасным.

Разновидности усилителя руля

Ко всему прочему, постоянное вращение мощного насоса забирает мощность у двигателя, что неминуемо увеличит расход топлива.

Электрические усилители лишены почти всех недостатков, поэтому их становится всё больше и больше. Можно сколь угодно усложнять алгоритмы работы ЭУР, современные датчики, контроллеры и программное обеспечение это позволяют

При движении по прямой ЭУР вообще не потребляет энергию. Когда экология и экономичность становятся главными направлениями, это очень важно.

ЭУР легко сопрягается с комплексом электроники автомобиля, что позволяет как тонко настраивать привод, так и обеспечивать элементы автономного управления, без вмешательства водителя. Хотя в этом существует и определённая опасность, уже были случаи, когда неисправный ЭУР внезапно самостоятельно начинал поворачивать руль автомобиля.

Теоретически ЭУР надёжней, в нём меньше изнашивающихся деталей, а те, что есть, легче поддаются усилиям по обеспечению высокого ресурса. Сложнее с мощностью, поэтому пока подобные системы и не применяются на массивных машинах.

Выбор

Можно спорить о достоинствах и недостатках, взвешивать плюсы и минусы, или отдавать предпочтение привычным конструкциям, но одно отрицать нельзя – выбора скоро не будет вообще. ЭУР, благодаря своим врождённым достоинствам, быстро вытесняет гидравлику из автомобилей. Поэтому, если речь не идёт о выборе грузового транспорта, выбор очевиден – ГУР уже устарел конструктивно. Он ещё применяется в бюджетном сегменте автомобильного рынка, но и это уже ненадолго. Скоро все забудут, что такое «потекла рейка». Конструкции непрерывно совершенствуются, и уже сейчас становится трудно очерчивать недостатки ЭУР. Они быстро преодолеваются, и за этим направлением будущее.

Читайте также

По какому принципу работает климат-контроль
20 августа 2019
2565

Принцип работы климат-контроля

Присутствие климат-контрорля или кондиционера в машине сегодня не удивляет людей – множество иностранных производителей базово ставят в авто охладители. В дорогостоящие авто ставят климатическую систему, которая держит заданный температурный режим в салоне. При этом, такая система не является новинкой и используется в ТС уже более двадцати лет. Задача статьи– разобрать как функционирует климатическая система и рассказать, чем отличается климат-контроль от обычного кондиционера.

Подробнее...

Быстрые способы определения качества бензина
Быстрые способы определения качества бензина
14 июня 2017
2089

Косвенным признаком, по которому можно оценить качество топлива, служит его цена. Водители со стажем всегда знает параметр цен на ГСМ в своем регионе проживания.

Подробнее...

Выбрать литые диски
Литые диски. Рейтинг производителей по отзывам покупателей.
20 июня 2018
3168

Владелец автомобиля, покупая комплект литых дисков, сразу решает две основные задачи. Первая - это иметь два комплекта летней и зимней автошины, полностью собранных на дисках, чтобы во время сезонной смены автошин не стоять в очередях на шиномонтаж.

Подробнее...

Глохнет двигатель сразу после пуска
По какой причине глохнет двигатель сразу после пуска
22 марта 2018
1844

Зачастую прекращение работы мотора авто вскоре после запуска кроется в выходе из строя регулятора холостых оборотов. Данной «болезнью» довольно часто поражаются автомобили, произведенные в России.

Подробнее...

Поломки, после которых лучше избавиться от автомобиля
31 октября 2018
2307

После каких поломок лучше избавиться от автомобиля

Многие специалисты утверждают, что исправить в автомобиле сегодня можно любую поломку. Это утверждение абсолютно правильное, но часто возникает вопрос – а надо ли? Зачастую устранение той или иной неисправности будет стоить серьезных денег, сопоставимых с реальной себестоимостью авто на тот момент. Если учесть, что многие неисправности профессионалы вообще устранять не советуют, то становится ясно – автомобиль нужно срочно продавать. В каких случаях и при каких поломках следует принимать такое решение.

Подробнее...

Выгодно ли покупать автомобили из США
Положительные и негативные стороны автомобилей из США
19 июня 2017
10154

Вы стали обладателем машины, привезенной из США? А может вы хотите купить хорошую машину из Америки или вам попросту интересны машины американского производства? В таком случае, вы должны изучить подводные камни, про которые необходимо знать.

Подробнее...

Ежик в тумане
Советы водителям о безопасном вождении в тумане
18 октября 2017
1735

Туман имеет такие свойства: сильно меняет внешний вид объектов, визуально менять расстояние до них, меняет цветовосприятие.

Подробнее...

Не работают 1-2 цилиндра. Как поступить
09 апреля 2019
10429

Что делать, если перестали работать несколько цилиндров

Проблема "Missing" - давно известна практически всем водителям, только не каждый знает ее в такой трактовке. В простонародье ее именуют слегка по-другому.

Что делать, если не работает один цилиндр?

Когда в двигателе появляются странные звуки, другими словами "двигатель троит" - это означает, что перестал работать цилиндр. Бывает и такое, что в двигателе не работает сразу два цилиндра, но такая поломка случается крайне редко. Чаще всего ломается только один. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой из строя вышел один цилиндр. Что делать?

Подробнее...

Как выгодно продать битый автомобиль
Как выгодно продать битый автомобиль. Полезные советы по продаже аварийного авто.
08 марта 2018
5567

Авария-огромный стресс, потери средств и нервов, но, посмотрев с другой стороны, можно сказать, что ваи повезло, ведь вы остались живы и здоровы. Когда разбирательства в ГАИ и суде утихают, возникает логичный вопрос-«Что теперь делать с битым автомобилем?».

Подробнее...

Предотвратить повреждения на парковке
Как предотвратить повреждения автомобиля на парковке
08 июня 2018
2756

Всем опытным автомобилистам известно, что оставляя свою машину во дворе без присмотра, они рискуют обнаружить царапины, вмятины и другие повреждения. Это очень неприятно, ведь найти виновников потом практически невозможно, а такие повреждения приходится устранять самостоятельно, на что уходят деньги и время.

Подробнее...

Оценка стоимости автомобилей

Заполните форму онлайн-оценки рыночной стоимости автомобиля
Укажите все данные Вашего автомобиля ...
... и получите достойную и реальную рыночную цену автомобиля
Наши публикации в популярных изданиях

Пресса о нас

Вы находитесь далеко от Минска? Не беда!

Работаем по всей Беларуси

Выкуп авто в РБ

Наша компания имеет представительства во всех крупных городах Беларуси, поэтому автоскупка в Вашем городе происходит в самые короткие сроки. Опытные оценщики автомобилей готовы бесплатно выехать в самые отдаленные точки РБ. Мы осуществляем выезд на осмотр автомобиля по всей территории Беларуси.

Выкупаем все популярные марки

Марки выкупаемых автомобилей

Что о нас пишут клиенты

Отзывы клиентов нашего выкупа

ОТЗЫВЫ
Автомобили продают здесь