Особенности работы ручника
В любом транспорте предусмотрены 3 системы торможения:
- стояночная;
- рабочая;
- запасная (аварийная).
Стояночная система приводится в работу рычагом, который расположен на центральном тоннеле с правой стороны от водителя. Он поднимается рукой, поэтому и называется ручником. Это достаточно надежная система, требующая порой участия мастера СТО или водителя. Для самостоятельного проведения ремонта собственнику авто нужно знать об устройстве и работе ручника.
Виды и назначение ручников
Стояночный тормоз имеется на авто любой категории: грузовиках, легковых авто, коммерческих машинах средней грузоподъемности. Он применяется для следующих целей:
- Чтобы зафиксировать автомобиль на месте при долгой стоянке;
- Чтобы удержать транспортное средство от скатывания на дорогах, где есть уклон;
- Чтобы затормозить машину с работающим мотором на остановках, если нужно ненадолго выйти из салона;
- Чтобы двинуться с места в горку;
- Порой, чтобы аварийно остановить машину.
Справка! В новых авто, которые оснащаются АКПП, используется алгоритм безопасности для рассеянных автомобилистов. Когда селектор АКПП включится в Drive-режим, то автомобиль не поедет, пока не будет опущен «ручник». На машинах могут быть установлен ручной тормоз разных видов:
- Тросовый – самый распространенный;
- Электромеханический (называемый также электронным);
- Гидравлический;
- Пневматический.
Для собственников легковых машин наиболее интересны электромеханические и тросовые приводы. Редко бывают гидравлические, а пневматикой оснащаются только многотонные грузовики.
Читайте также: Срочный выкуп авто после ДТП
Устройство «ручника»
«Ручник» такого типа, устанавливающийся на многих легковых авто, имеет простое устройство и предполагает автономное включение, которое не зависит от главной системы. Как работают рабочие стандартные тормоза:
- Нажатием на педаль поршень центрального гидроцилиндра начинает двигаться;
- Поршень вызывает давление в трубках с несжимающейся жидкостью, которые проложены к колесам;
- Создаваемое давление передается колесному цилиндру, выдвигая поршни дискового или барабанного тормозов. В 1-м случае ими сильно схватывается крутящийся диск, во 2-м происходит раздвигание колодок, и сила трения тормозит вращающийся барабан.
«Ручник» для стояночного торможения применяет штатные детали – колодки, раздвигая их своим механическим приводом, который выполнен из следующих элементов:
- Рычаг в салоне, оборудованный кнопочной разблокировкой и механизмом фиксации в различных положениях;
- Центральный трос, который подключается к рычагу и заканчивается кронштейном фиксации или направляющей в форме дуги;
- Вспомогательные тросы, которые соединяются с главным и подключаются к рычагам тормозных элементов задних колес;
- Распорные планки, расположенные между колодками;
- Регулирующие механизмы тросов, кронштейны подвеса к кузовному днищу.
Примечание. Основной трос подключается к задним барабанным элементам 2-мя способами: 1-м тросом, середина которого цепляется за направляющую, или при помощи 2-х приводов. Как правило, тяговая система скрывается под днищем, заведенная в центральный тоннель. Тросовые приводы оснащаются предохраняющими кожухами, которые оберегают от появления коррозии. Механический ручной тормоз функционирует так:
- После поднятия рукоятки, она в автоматическом режиме фиксируется в выбранном положении.
- Центральный трос движется тягой вперед, приводя в движение вторичные приводы за счет фиксирующего кронштейна.
- В барабанном механизме происходит поворот рычага, раздвигая верхние концы колодок. Распорная планка осуществляет авторегулирование.
При снятии автомобиля с «ручника», в барабанах пружины отбрасывают назад рычаг, поэтому происходит сдвигание колодок. В это же время тросовый привод оттягивается пружиной в исходное положение.
Стояночным тормозом выполняется блокирование колеса с барабанными механизмами, которые установлены на задней оси. На машинах, которые оснащаются тормозными дисками, применяется аналогичный принцип: трос двигает рычаг, вызывающий сжимание колодок. Отличие состоит в форме и нахождении рычага: она располагается с наружной стороны на дисковых тормозах, сзади ступицы.
Электронные и гидравлические колесные блокираторы
В устройстве гидравлического привода предусматривается дополнительный цилиндр, который встраивается в жидкостные контуры задних колеса. Внешне похож на простой «ручник», в котором устанавливаются поршни, связывающиеся с рукоятью. Для блокирования применяется стандартная рабочая система, которая функционирует благодаря сжатию жидкости.
При натягивании гидравлического тормоза поршни вызывают давление лишь в жидкостных колесных контурах сзади, поэтому рабочие стандартные цилиндры колодками захватывают барабан или диск. Минусы устройства и работы понятны: при возникновении каких-либо протечек в магистрали или сбоях в работе задних гидроцилиндров откажет и ручной тормоз. Из-за этого будет нечем фиксировать авто.
При необходимости фиксации автомобиля водитель в салоне жмет нужную кнопочку, подавая электронному управляющему блоку сигнал. Контроллером запускаются 2 электромотора с редукторными элементами, расположенными на задних колесах. За счет винтовых приводов колодки начинают сжиматься вокруг тормозного диска. В связи с изнашиванием накладок, контроллером выявляется длина хода по датчику.
Чтобы выключить «ручник», необходимо опять нажимать кнопочку. Электронный блок передаст сигнал движкам, которые ослабят колодки.
Кнопка электронного ручника
Справка! Есть модели японских машин, у которых электротормоз активируется по-другому: сервопривод, находящийся в салоне, при включении передвигает тягу простой тросовой системы, блокируя задние колеса.
Минус электроники заключается в утрате работоспособности без электропитания (к примеру, при разрядке аккумулятора или ее демонтаже). Еще один момент: установка элементов с моторчиками происходит с дисковыми тормозами, барабанные блокируются за счет тяги и троса.
Электронный «ручник» имеет больше положительных характеристик:
- При установке стояночного тормоза невозможно ехать. Когда заводится мотор и автомобиль трогается с места, то контроллер вынуждает электродвигатели отпускать колодки.
- Колесную блокировку невозможно выключить только нажиманием кнопки. Надо пристегиваться, включать силовой агрегат и ставить ногу на педаль тормоза.
На авто, оснащенном электроприводом «ручника», предусматривается противооткатная опция безопасности Auto Hold. Она работает надежно и достаточно: колеса автоматически блокируются, если машина останавливается с функционирующим мотором. Это дает возможность легко двигаться с места, независимо от уклона.
Ручной электротормоз, который управляется контроллером, повышает безопасность езды и ломается реже, чем тросовый привод. Обычный механический вариант дает сбои если тросы растягиваются или заклиниваются, когда попадают загрязнения или ржавчина. При использовании привод необходимо часто подтягивать, в противном случае колодки будут подхватывать лишь в верхнем положении рычага.
Читайте также

Все о мойке автомобильного двигателя
В данной статье мы рассмотрим, нужно ли мыть двигатель автомобиля, правильность всех технологий, чтобы не сделать хуже.

Разновидности антипробуксовочных систем. Плюсы и минусы
Какие бывают антипробуксовочные системы. Принцип работы
Сегодняшние автомобили вообще не выглядят как свои предшественники, на современных автомобилях появляется огромное количество датчиков и разных систем, которые делают лучше эксплуатационные свойства, а еще защищают нашу машину. Показательным случаем является противопробуксовочная система, у всевозможных изготовителей система именуется очень разнообразно, но самые известные: TC, TSC, TRC и ASR. Но что же это за система, как она функционирует, почему может возникнуть необходимость в ее деактивации?

Отличия литола от солидола
Литол и солидол - в чем разница и где применяются
Быстро двигающиеся детали нуждаются в качественной смазке. Особенно это касается механизмов авто, которые при трении достаточно быстро выходят из строя. Большинство автовладельцев используют для этих целей самые популярные средства – литол и солидол. Оба эти состава производятся из нефтяных масел, но имеют некоторые отличительные свойства, которые и предопределяют разные сферы применения. Об этом речь и пойдет ниже.

Стоит ли покупать китайские автомобили
Особенности, достоинства и недостатки китайских авто
Современный китайский автопром развивается стремительным темпом даже при том, что автомобильный рынок этой страны уже считается самым крупным в мире. Разнообразие автомобилей из Китая по-настоящему поражает – по вариантам моторов, ценам, брендам и другим параметрам. Стоит ли покупать современные китайские автомобили? Поиск ответа представлен ниже.

Покажи как ты водишь и я скажу, кто ты
Что можно сказать о человеке по его манере вождения?
Манера управления водителя своим транспортным средством может многое «рассказать» о характере и поведении человека в повседневной жизни.
Дорога, по которой едет водитель на своем авто, - это, своего рода, жизнь в миниатюре, где всегда найдется место любым событиям. Визуально поток из множества машин смотрится достаточно однообразно, но при внимательном наблюдении становится ясно, что такое впечатление обманчиво.

Достоинства и недостатки парктроника
Достоинства и недостатки парктроника
Для автовладельцев постоянно разрабатываются различные технические решения, призванные упростить их жизнь. Большой популярностью сегодня пользуется такое устройство, как парктроник (парковочный радар). Это устройство призвано подавать сигнал всем водителям, независимо от стажа вождения, об обнаружении препятствий во время парковки, что поможет сохранить в целостности бампер авто. В качестве препятствий могут выступать как другие машины, так и бордюры, стены, животные и так далее.

Прикуриватель. Для чего можно использовать и принцип работы
Почему с помощью прикуривателя можно заряжать устройсива разной мощностью
Прикуриватель является одной из немногих комплектующих автомобиля, которая в течение практически всего периода своего существования имеет ту же самую конструкцию. Поэтому прикуриватели, установленные как на старых отечественных моделях автомобилей, так и на наиболее современных машинах, имеют идентичную конструкцию. Когда прикуриватели были только изобретены, их функция заключалась только в одном. Сегодня же функций у этого устройства гораздо больше и они не похожи на те, которые были ранее. Например, прикуриватель сегодня может служить разъемом для того, чтобы зарядить какое-либо устройство. Иногда с помощью него даже запускают автомобиль.

Плюсы и минусы проставок для увеличения клиренса автомобиля
Увеличиваем клиренс авто за счет проставок. Последствия
Немаловажным фактором, влияющим на выбор транспортного средства, является дорожный просвет, так называемый клиренс автомобиля. Качество наших дорог таково, что проехать по ним на машине с небольшим клиренсом непросто. А часто невозможно. Это одна из причин высокой популярности внедорожников в нашей стране. Существует менее затратный способ приспособить автомобиль к нашим условиям, нежели покупать джип. Это проставки под пружины.

Как не купить автомобиль, используемый в такси
Признаки авто, используемого в такси
При покупке автомобиля основное требование покупателя – хорошее состояние машины при доступной стоимости. При выборе подержанного авто основное внимание уделяется пробегу машины. Не рекомендуется приобретать автомобиль с огромным пробегом с такси или каршеринга, поскольку такие модели чаще всего находятся в неудовлетворительном состоянии. Следует учесть некоторые нюансы при выборе авто с целью исключить приобретение машины, которая раньше использовалась в такси.

Легкосплавные или штампованные? Какие выбрать
Штампованные диски лучше легкосплавных?
Комфортная езда на автомобиле предполагает отличное техническое состояние всех узлов и агрегатов. В полной мере это требование распространяется и на колеса, неисправность которых не только влияет на комфортное управление, но и несет в себе опасность для жизни и здоровья водителя и пассажиров. Наиболее распространенными признаками плохого состояния колес являются:
- Резина низкого качества;
- Неправильная балансировка;
- Изогнутый диск;
- Вибрации во время езды и так далее.