Пн.-Вс. 8:00-22:00
Минск ул. Прушинских, 31А
Ежедневно 8:00-22:00

Особенности работы ручника

В любом транспорте предусмотрены 3 системы торможения:

  • стояночная;
  • рабочая;
  • запасная (аварийная).

Стояночная система приводится в работу рычагом, который расположен на центральном тоннеле с правой стороны от водителя. Он поднимается рукой, поэтому и называется ручником. Это достаточно надежная система, требующая порой участия мастера СТО или водителя. Для самостоятельного проведения ремонта собственнику авто нужно знать об устройстве и работе ручника.

Виды и назначение ручников

Стояночный тормоз имеется на авто любой категории: грузовиках, легковых авто, коммерческих машинах средней грузоподъемности. Он применяется для следующих целей:

  • Чтобы зафиксировать автомобиль на месте при долгой стоянке;
  • Чтобы удержать транспортное средство от скатывания на дорогах, где есть уклон;
  • Чтобы затормозить машину с работающим мотором на остановках, если нужно ненадолго выйти из салона;
  • Чтобы двинуться с места в горку;
  • Порой, чтобы аварийно остановить машину.

Справка! В новых авто, которые оснащаются АКПП, используется алгоритм безопасности для рассеянных автомобилистов. Когда селектор АКПП включится в Drive-режим, то автомобиль не поедет, пока не будет опущен «ручник». На машинах могут быть установлен ручной тормоз разных видов:

  • Тросовый – самый распространенный;
  • Электромеханический (называемый также электронным);
  • Гидравлический;
  • Пневматический.

Для собственников легковых машин наиболее интересны электромеханические и тросовые приводы. Редко бывают гидравлические, а пневматикой оснащаются только многотонные грузовики.

Принцип работы ручника

Читайте также: Срочный выкуп авто после ДТП

Устройство «ручника»

«Ручник» такого типа, устанавливающийся на многих легковых авто, имеет простое устройство и предполагает автономное включение, которое не зависит от главной системы. Как работают рабочие стандартные тормоза:

  • Нажатием на педаль поршень центрального гидроцилиндра начинает двигаться;
  • Поршень вызывает давление в трубках с несжимающейся жидкостью, которые проложены к колесам;
  • Создаваемое давление передается колесному цилиндру, выдвигая поршни дискового или барабанного тормозов. В 1-м случае ими сильно схватывается крутящийся диск, во 2-м происходит раздвигание колодок, и сила трения тормозит вращающийся барабан.

«Ручник» для стояночного торможения применяет штатные детали – колодки, раздвигая их своим механическим приводом, который выполнен из следующих элементов:

  • Рычаг в салоне, оборудованный кнопочной разблокировкой и механизмом фиксации в различных положениях;
  • Центральный трос, который подключается к рычагу и заканчивается кронштейном фиксации или направляющей в форме дуги;
  • Вспомогательные тросы, которые соединяются с главным и подключаются к рычагам тормозных элементов задних колес;
  • Распорные планки, расположенные между колодками;
  • Регулирующие механизмы тросов, кронштейны подвеса к кузовному днищу.

Примечание. Основной трос подключается к задним барабанным элементам 2-мя способами: 1-м тросом, середина которого цепляется за направляющую, или при помощи 2-х приводов. Как правило, тяговая система скрывается под днищем, заведенная в центральный тоннель. Тросовые приводы оснащаются предохраняющими кожухами, которые оберегают от появления коррозии. Механический ручной тормоз функционирует так:

  1. После поднятия рукоятки, она в автоматическом режиме фиксируется в выбранном положении.
  2. Центральный трос движется тягой вперед, приводя в движение вторичные приводы за счет фиксирующего кронштейна.
  3. В барабанном механизме происходит поворот рычага, раздвигая верхние концы колодок. Распорная планка осуществляет авторегулирование.

При снятии автомобиля с «ручника», в барабанах пружины отбрасывают назад рычаг, поэтому происходит сдвигание колодок. В это же время тросовый привод оттягивается пружиной в исходное положение.

Стояночным тормозом выполняется блокирование колеса с барабанными механизмами, которые установлены на задней оси. На машинах, которые оснащаются тормозными дисками, применяется аналогичный принцип: трос двигает рычаг, вызывающий сжимание колодок. Отличие состоит в форме и нахождении рычага: она располагается с наружной стороны на дисковых тормозах, сзади ступицы.

Электронные и гидравлические колесные блокираторы

В устройстве гидравлического привода предусматривается дополнительный цилиндр, который встраивается в жидкостные контуры задних колеса. Внешне похож на простой «ручник», в котором устанавливаются поршни, связывающиеся с рукоятью. Для блокирования применяется стандартная рабочая система, которая функционирует благодаря сжатию жидкости.

При натягивании гидравлического тормоза поршни вызывают давление лишь в жидкостных колесных контурах сзади, поэтому рабочие стандартные цилиндры колодками захватывают барабан или диск. Минусы устройства и работы понятны: при возникновении каких-либо протечек в магистрали или сбоях в работе задних гидроцилиндров откажет и ручной тормоз. Из-за этого будет нечем фиксировать авто.

При необходимости фиксации автомобиля водитель в салоне жмет нужную кнопочку, подавая электронному управляющему блоку сигнал. Контроллером запускаются 2 электромотора с редукторными элементами, расположенными на задних колесах. За счет винтовых приводов колодки начинают сжиматься вокруг тормозного диска. В связи с изнашиванием накладок, контроллером выявляется длина хода по датчику.

Чтобы выключить «ручник», необходимо опять нажимать кнопочку. Электронный блок передаст сигнал движкам, которые ослабят колодки.

Кнопка электронного ручника

Справка! Есть модели японских машин, у которых электротормоз активируется по-другому: сервопривод, находящийся в салоне, при включении передвигает тягу простой тросовой системы, блокируя задние колеса.

Минус электроники заключается в утрате работоспособности без электропитания (к примеру, при разрядке аккумулятора или ее демонтаже). Еще один момент: установка элементов с моторчиками происходит с дисковыми тормозами, барабанные блокируются за счет тяги и троса.

Электронный «ручник» имеет больше положительных характеристик:

  • При установке стояночного тормоза невозможно ехать. Когда заводится мотор и автомобиль трогается с места, то контроллер вынуждает электродвигатели отпускать колодки.
  • Колесную блокировку невозможно выключить только нажиманием кнопки. Надо пристегиваться, включать силовой агрегат и ставить ногу на педаль тормоза.

На авто, оснащенном электроприводом «ручника», предусматривается противооткатная опция безопасности Auto Hold. Она работает надежно и достаточно: колеса автоматически блокируются, если машина останавливается с функционирующим мотором. Это дает возможность легко двигаться с места, независимо от уклона.

Ручной электротормоз, который управляется контроллером, повышает безопасность езды и ломается реже, чем тросовый привод. Обычный механический вариант дает сбои если тросы растягиваются или заклиниваются, когда попадают загрязнения или ржавчина. При использовании привод необходимо часто подтягивать, в противном случае колодки будут подхватывать лишь в верхнем положении рычага.

Читайте также

Как отполировать фары автомобиля своими руками
Как отполировать фары автомобиля своими руками
26 июня 2017
4778

Замутненные фары серьезно снижают видимость дороги ночью. Есть несколько способов отполировать фары: ручным способом либо с использованием электрического инструмента.

Подробнее...

Автомобильные хитрости
Автомобильные лайфхаки для комфортной езды
23 августа 2017
2332

Заядлый автолюбитель постоянно получает большое количество стрессовых эмоций. Да и езда не постоянно приносить одно удовольствие.

Подробнее...

Покупка кредитного авто
Как не купить кредитный автомобиль и не попасть на удочку мошенников?
16 октября 2017
3000

Покупка автомобиля как в автосалоне, так и у частного лица предполагает возможность приобретения, так называемого, кредитного транспортного средства – находящегося в залоге и сумма кредита за который не выплачена в полном объеме.

Подробнее...

Как проверить скрученный пробег авто
11 января 2022
1698

Расстроим потребителей автомобилей б/у: технологий «скручивать» пробег большое количество, мастеров и компаний – хватает. Однако установить, как изменен – возможно, хотя 100% обязательства никто не даст.

Подробнее...

Нейтральная передача коробки автомат
Что такое режим «Neutral» и зачем он нужен в АКПП?
08 июня 2018
3292

Самыми часто используемыми режимами в АКПП являются режимы «Drive» и «Parking». Переключаются эти режимы минуя положение «Neutral». Согласно практическому руководству, этот режим необходим лишь для буксировки или транспортировки автомобиля (например, во время поломки).

Подробнее...

заправка автомобиля газом
Заправка автомобиля газом, преимущества и недостатки
03 апреля 2018
4640

Перед каждым автолюбителем со временем возникает дилемма, каким видом топлива пользоваться: газом или бензином. И если выбор пал на газ, то вначале нужно основательно подготовиться к его выбору.

Подробнее...

Неоновая подсветка днища автомобиля. За и против
26 сентября 2019
6059

Как сделать неоновую подсветка днища авто

Различные виды тюнинга внешнего вида автомобиля включают в себя и неоновую подсветку. Это выглядит очень красиво, да и вряд ли Ваш автомобиль не заметят на ночных улицах города. В современном мире присутствует множество способов, которые могут придать с помощью неона красивый вид любому автомобиля.

Подробнее...

Как снизить потребление топлива  на автомобиле
Как снизить расход топлива на авто
10 августа 2021
1494

Были времена, когда бензин стоил копейки, но они уж давно канули в Лету. Сегодня многие автолюбители весьма озабочены сокращением трат на топливо, ведь для некоторых оно стало просто «золотым».

Подробнее...

5 способов защиты кузова при длительных поездках
29 октября 2018
6580

5 лучших способов защиты кузова автомобиля в дальних поездках

Самую большую угрозу внешнему виду и целостности кузова в дальних поездках несут в себе камни и песок. Как им противостоять? Об этом речь и пойдет ниже.

Летом автомобиль эксплуатируется, как правило, значительно активнее. Причины этого  кроются, в том числе, в многочисленных поездках на дачу, путешествиях во время отпуска и так далее. Часто в этих случаях приходится проезжать по дорогам, качество которых оставляет желать лучшего. На кузов авто при движении попадает огромное количество различных камешков, песок, мусор, которые оставляют на нем следы. Эти царапины практически незаметны взгляду, но со временем большое количество таких повреждений делают кузов авто более тусклым. Да и яркое летнее солнце способствует выцветанию краски. Для того, чтобы исключить негативные последствия воздействий «из вне» на кузов, можно использовать несколько эффективных способов:

Подробнее...

Круиз контроль на механике. Как, что и зачем
05 декабря 2018
10851

Описание и характеристика опции круиз-контроля в автомобиле

Круиз-контроль, устанавливаемый в машинах с механической коробкой передач, - это система, предназначенная для поддержания скорости в определенных интервалах. Данная опция позволяет контролировать скоростной режим авто, если водитель зачастую совершает поездки на трассе или вынужден изо дня в день добираться до дома, расположенного загородом.

Подробнее...

Оценка стоимости автомобилей

Заполните форму онлайн-оценки рыночной стоимости автомобиля
Укажите все данные Вашего автомобиля ...
... и получите достойную и реальную рыночную цену автомобиля
Наши публикации в популярных изданиях

Пресса о нас

Вы находитесь далеко от Минска? Не беда!

Работаем по всей Беларуси

Выкуп авто в РБ

Наша компания имеет представительства во всех крупных городах Беларуси, поэтому автоскупка в Вашем городе происходит в самые короткие сроки. Опытные оценщики автомобилей готовы бесплатно выехать в самые отдаленные точки РБ. Мы осуществляем выезд на осмотр автомобиля по всей территории Беларуси.

Выкупаем все популярные марки

Марки выкупаемых автомобилей

Что о нас пишут клиенты

Отзывы клиентов нашего выкупа

ОТЗЫВЫ
Автомобили продают здесь
Cookies Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies