Как и зачем тормозить двигателем
Торможение двигателем (или скоростью) – это принудительное снижение скорости автомобиля без использования механизмов тормозной системы. Этот способ снижения скорости был особенно популярен несколько десятилетий назад, когда в автомобилях с механической коробкой передач еще не было современных тормозных систем с электронными помощниками ABS и ESP. Однако тормозить двигателем можно и на современных автомобилях, в том числе и с некоторыми видами автоматических коробок передач.
Кроме того, тормозить двигателем можно на автомобилях с любым приводом:
- передним;
- задним;
- полным.
При этом силу торможения можно увеличивать с помощью коробки передач – чем ниже передача, тем сильнее торможение.
Процесс торможения двигателем
Когда водитель отпускает педаль «газа», в двигателе сокращается поступление топлива, в результате чего его обороты начинают падать. Если при включенной передаче не разорвана связь двигателя и колес с помощью сцепления (когда сцепление не выжато), то с падением оборотов двигателя, естественно, начнет замедляться и вращение ведущих колес. По сути, при торможении двигателем возникает обратная ситуация, при которой уже не мотор вращает колеса посредством карданной передачи, а наоборот – крутящиеся колеса посредством карданной передачи начинают вращать коленвал мотора. При этом принудительная работа коленчатого вала и цилиндропоршневой группы проводит к механическим потерям, в результате чего происходит снижение оборотов вращения кардана, что и приводит к потере скорости (торможению).
Читайте также: Как срочно и дорого продать авто в Минске
Когда применяется торможение силовым агрегатом
Главное, о чем следует помнить — торможение двигателем не предназначено для резкой экстренной остановки машины. Как правило, снижение скорости с помощью двигателя применяют в следующих ситуациях:
- При торможении на скользкой дороге;
- При затяжном и крутом спуске;
- При отсутствии возможности затормозить обычным способом, с помощью педали тормоза или ручника (при отказе тормозов).
На скользком дорожном покрытии торможение двигателем позволяет избежать заноса и потери управляемости автомобилем. Как показала практика, штатная антиблокировочная система (ABS или ESP) спасает не всегда, и риск заноса на большой скорости при гололеде, слякоти и сильном дожде все же остается.
Поэтому чтобы не потерять управляемость автомобилем при большой скорости и сложных погодных условиях, а также, чтобы торможение было плавным и равномерным, опытные водители используют торможение двигателем (скоростью).
При затяжных и крутых спусках торможение силовым агрегатом позволяет избежать длительной нагрузки на тормозную систему, при которой сильно нагреваются тормозные колодки и диски. Такой сильный перегрев дисков и тормозных колодок не только резко увеличивает их износ, но может привести и к выходу их строя. От сильного нагревания при трении тормозные колодки может просто заклинить в прижатом положении и колеса заблокируются.
Что же касается третьего пункта «при отказе тормозов», то здесь преимущества торможения мотором совершенно очевидны и понятны.
Как тормозить двигателем
Последовательность действий:
- Отпустить педаль «газа»;
- Выжать педаль сцепления;
- Переключиться на пониженную передачу;
- Отпустить педаль сцепления.
Как видно, прием торможения двигателем достаточно прост, однако имеет свои нюансы и особенности: чтобы избежать резкой нагрузки на механизмы трансмиссии и сам двигатель, рекомендуется не нарушать последовательность переключения передач. То есть, последовательность переключения должна соблюдаться в обратном порядке: с 4-й на 3-ю, с 3-й на 2-ю, со 2-й на 1-ю. Также, следует помнить, что при переходе сразу на низшую 1-ю передачу произойдет резкая потеря скорости, в результате чего может произойти блокировка колес с последующим заносом машины.Чтобы избежать резкой нагрузки на механизм сцепления после включения пониженной передачи, педаль сцепления рекомендуется отпускать плавно.
Чтобы полностью остановить машину двигателем при отказе тормозов, нужно дойти до самой низшей передачи (первой) и заглушить двигатель с помощью ключа (выключить зажигание). Если требуется остановить машину как можно быстрее («экстренно»), то можно нарушить обратную последовательность переключения передач и «перескочить» сразу на 1-ю, а педаль сцепления можно отпустить резко.
При торможении двигателем следует учитывать тот факт, что если выжать педаль сцепления, то разорвется связь между «сердцем» машины и колесами. В результате мотор уже не будет препятствовать свободному вращению колес, и скорость может резко увеличиться, особенно при движении по крутому спуску. То есть, автомобиль начнет вести себя так, как на нейтральной скорости. Поэтому, прежде чем выжать сцепление и вернуться к обычному режиму вождения, необходимо подстраховаться нажатием на педаль тормоза.
Важно! При торможении двигателем не будут загораться задние стоп-сигналы, предупреждающие о торможении едущих сзади водителей.
Поэтому, прежде чем начать такое торможение, необходимо или включить аварийную сигнализацию или слегка нажимать на тормозную педаль, чтобы загорались задние стоп-сигналы для оповещения водителей, едущих сзади.
Также, при торможении мотором следует учитывать и особенности дизельных двигателей, которые имеют коэффициент сжатия в 1.5 раза больше, чем у бензиновых. По этой причине торможение дизелем будет несколько сильнее. Особенно этот нюанс касается неопытных водителей, которые часто тормозят двигателем неправильно, что приводит к повышенному износу деталей синхронизаторов и быстрому выходу из строя дизеля. Поэтому перед применением такого торможения новичкам рекомендуется взять несколько уроков у опытного водителя или инструктора.
Торможение мотором с автоматической коробкой передач (АКПП)
Перед тем, как тормозить мотором с АКПП, следует подробно изучить руководство по эксплуатации данного автомобиля, так как торможение с «автоматом» может иметь свои особенности, которые будут зависеть от конструктивных особенностей АКПП (вариантов много). В некоторых видах АКПП торможение с помощью двигателя может быть вообще не предусмотрено, а в некоторых может даже блокироваться системным управлением.
Однако есть АКПП и с противоположными функциями, где торможение с помощью двигателя предусмотрено и может включаться автоматически, без участия водителя. В некоторых «автоматах» торможение силовым агрегатом возможно только в ручном режиме переключения передач.
Следует помнить, что тормозить таким образом с автоматической коробкой, в которой по инструкции такого торможения не предусмотрено, можно только в крайних случаях, когда это действительно необходимо и нет других вариантов.
В противном случае, если это делать часто, АКПП быстро выйдет из строя и ей потребуется дорогостоящий ремонт.
В общем и целом, «автоматы» лучше и аккуратнее взаимодействуют со сцеплением, поэтому торможение мотором с АКПП бывает более безопасным и мягким, чем при торможении с «механикой».
Торможение двигателем с вариатором
Некоторые вариаторы имеют специальный режим «L», предназначенный именно для торможения двигателем. Однако некоторые водители (особенно владельцы «Ниссанов» с вариаторами) отключают данный режим на программном уровне, для увеличения динамичности и экономии топлива.
Плюсы и минусы торможения мотором
В плюсы можно записать следующие моменты:
- Торможение двигателем является не только дополнительным альтернативным, но и достаточно эффективным контраварийным способом торможения. Данный вариант торможения может стать последним и единственным способом остановить автомобиль при отказе тормозов.
- Плавное и равномерное торможение двигателем повышает курсовую устойчивость и управляемость автомобиля при торможении на скользкой дороге при высокой скорости.
- При торможении мотором снимается нагрузка с тормозной системы, дисков и тормозных колодок, что увеличивает срок их службы и предохраняет их от заклинивания при сильном нагревании.
- Экономия топлива.
Недостатки:
- При торможении только двигателем не горят задние стоп-сигналы, предупреждающие задних водителей о торможении.
- Происходит увеличение механической нагрузки на двигатель и трансмиссию.
- Увеличивается расход моторного масла.
- Необходимость более аккуратного и грамотного применения с дизельными моторами.
Заключение
Несомненно, тормозить двигателем должен уметь каждый водитель. Однако если у водителя недостаточно навыков для правильного применения этого приема вождения, то использовать торможение силовым агрегатом следует только в экстремальной ситуации, когда отказала основная тормозная система и нет других способов остановить автомобиль. Для приобретения опыта и навыков в данном вопросе рекомендуется немного потренироваться на безопасных участках дороги, с мало интенсивным движением и хорошим покрытием. А со временем можно будет перейти и к тренировкам в более сложных условиях: крутые затяжные спуски, скользкое дорожное покрытие, подъезды к перекресткам и т. д.
Читайте также
Что не нужно делать с АКПП
Чем мы постепенно убиваем АКПП?
Сегодня все большую популярность приобретают автомобили с автоматической коробкой передач, а «механика» постепенно становится пережитком прошлого. Крупные мировые автопроизводители примерно на 90% выпускаемых авто устанавливают именно «автомат». Современные АКПП достаточно надежны, но, как и в случае с любой техникой, их можно сломать. Как правило, причиной поломки чаще всего становится неумение автовладельца правильно пользоваться такой коробкой. Как же пользоваться АКПП, чтобы исключить ее преждевременный выход из строя и избежать больших финансовых затрат на ремонт или замену?
Устранение царапин и небольших сколов на автомобиле своими руками
Появление царапин на кузове вашего автомобиля может быть по разным причинам. Это и отлетевший камушек от колеса впереди идущего автомобиля, и действия вандалов, и ДТП.
Круиз контроль на механике. Как, что и зачем
Описание и характеристика опции круиз-контроля в автомобиле
Круиз-контроль, устанавливаемый в машинах с механической коробкой передач, - это система, предназначенная для поддержания скорости в определенных интервалах. Данная опция позволяет контролировать скоростной режим авто, если водитель зачастую совершает поездки на трассе или вынужден изо дня в день добираться до дома, расположенного загородом.
Подготовка автомобиля к длительному хранению
В зимнее время риск вождения значительно возрастает. Не каждый способен управлять своим автомобилем на обледенелых или заснеженных дорогах. Поэтому некоторые автовладельцы предпочитают консервировать свои транспортные средства на зиму.
Как правильно выбрать автомобиль в соответствии с предпочтениями и финансовыми возможностями
Очень часто бывает так, что человек покупает вполне хорошую машину, но вскоре понимает, что он ею недоволен. Это значит, что он недостаточно тщательно подошел к выбору транспортного средства. А ведь это вещь не из дешевых.
Каким образом правильно заполнить договоры купли-продажи
Для каждого человека является нормой продавать или покупать автомобиль. В этом случае информация по правильному заполнению договора купли-продажи автомобиля никогда не будет лишней.
Почему сейчас выгоднее покупать подержанный, а не новый автомобиль
Почему же в наше время приобретение подержанного автомобиля гораздо выгоднее, нежели нового?
Правила выбора радар-детектора
Выбор радар-детектора
Радар-детектор – устройство, призванное помочь водителю своевременно выявить оборудование, определяющее скорость движения автомобиля. При однотипности задач выбрать такое устройство правильно не так просто. К факторам, определяющим выбор радар-детектора, можно отнести:
Неоновая подсветка днища автомобиля. За и против
Как сделать неоновую подсветка днища авто
Различные виды тюнинга внешнего вида автомобиля включают в себя и неоновую подсветку. Это выглядит очень красиво, да и вряд ли Ваш автомобиль не заметят на ночных улицах города. В современном мире присутствует множество способов, которые могут придать с помощью неона красивый вид любому автомобиля.
Полный привод: достоинства и недостатки
Полный привод на авто: его типы, особенности, положительные и отрицательные качества
Продуктивное вождение автомобиля на дорожном покрытии низкого качества представляется возможным лишь при обладании автомобилем с полным приводом контроля передвижения – так ли это? Что из себя представляет система полного привода? Принцип его работы, а также положительные и отрицательные качества транспорта с полным приводом. Разберем подробно.