Перестали переключаться передачи? В чем может быть причина
Переключение передач в механической коробке должно происходить легко и бесшумно вне зависимости от того, запущен ли двигатель. Вообще, связь двигателя с коробкой передач осуществляется через единственный узел – сцепление. Именно с ним и связана разница в лёгкости переключения. Существует одно исключение из этого правила, которое будет упомянуто в дальнейшем.
Механизм взаимодействия двигателя с коробкой передач
Крутящий момент, создаваемый двигателем автомобиля, снимается и передаётся далее с маховика. Маховик, как правило, установлен на заднем торце коленчатого вала и надёжно прикреплён к нему несколькими болтами. Болты снабжены специальными фиксирующими поясками на участках с резьбой или устанавливаются на анаэробный фиксатор. Проблемы с креплением встречаются крайне редко и связаны с грубыми ошибками невнимательных или недобросовестных сервисменов.
Маховик представляет собой массивную стальную деталь с обработанной при изготовлении торцевой поверхностью, по которой работает передняя фрикционная накладка ведомого диска сцепления. Сам ведомый диск при включённом сцеплении плотно прижат к маховику мощной диафрагменной пружиной ведущего диска. Пружина, рабочая поверхность и корпус ведущего диска образуют корзину сцепления. Корзина прикреплена к маховику несколькими болтами по периметру кожуха.
Ведомый диск сцепления расположен между маховиком и ведущим, иногда называемым нажимным. В его состав входят две фрикционные накладки, соответственно к маховику и к нажимному диску, демпфирующее устройство и шлицевая ступица, свободно скользящая по шлицам первичного вала коробки.
Читайте также: Выкупаем авто в Минске срочно и дорого
При нажатии на педаль через механический или гидравлический привод происходит перемещение выжимного подшипника вдоль первичного вала коробки передач. Пружина корзины сжимается и перестаёт оказывать давление на ведомый диск. Нулевое усилие на накладках диска повлечёт за собой и нулевое трение между маховиком и накладками. Соединённый шлицами со ступицей диска первичный вал коробки остановит своё вращение. В такой ситуации включение передачи в коробке ничем не отличается от той ситуации, когда двигатель не работает.
Упомянутым выше исключением является ещё одна связь двигателя с коробкой. Первичный вал своим передним концом опирается на запрессованный в торец коленвала подшипник. Трение в исправном подшипнике незначительно, и он не в состоянии раскрутить вал при выжатом исправном сцеплении. Если же вращение затруднено из-за износа подшипника, вал может продолжить вращение, и синхронизатору коробки передач придётся своим внутренним трением преодолевать возникший паразитный крутящий момент. Включение передачи будет затруднено.
Сложности с переключением по вине сцепления
Признаком такой неисправности будет лёгкое включение передачи при выключенном двигателе и затруднения при попытке включить первую или заднюю передачи на стоящем автомобиле с работающим мотором. Возможными причинами могут стать следующие неисправности.
- Неполный выжим сцепления из-за проблем с приводом. Возможно завоздушивание гидравлики, нарушение регулировок механического привода, искажение формы деталей, например, изношенные штоки или погнутая вилка выжимного подшипника.
- Коробление поверхностей пар трения в сцеплении. Случается при перегреве деталей. Волнообразную форму могут принять как оба диска сцепления, так и маховик. При этом полностью отвести нажимной диск не удаётся, сцепление, как принято говорить, «ведёт».
- В зазоры между ведомым диском и ведущими поверхностями попал отслоившийся волокнистый материал накладок.
- Затруднено перемещение ступицы диска по шлицам первичного вала, диск подклинивает и продолжает тереться о маховик, хотя усилие с него уже снято.
- Деформирована пружина корзины сцепления, и нажимной диск работает с перекосом.
- Ведомый диск приклеился к маховику после длительной стоянки автомобиля.
Проблемы в коробке передач
В конечном счёте любые неисправности в коробке приводят к сложностям при переключении. Но проявляется это уже на ходу автомобиля. То есть снова при заведённом двигателе.
Чаще всего проблема создаётся неисправным синхронизатором. Это несложное устройство призвано за счёт внутреннего трения выравнивать относительные скорости вращения заходящих в зацепление шестерёнок. При этом из-за того же трения оно само и изнашивается. Заканчивается всё тем, что без скрежета и большого усилия вогнать шестерни в зацепление не получится. Лечение – замена синхронизатора в сборе. Вместе с муфтой и шестерней конкретной передачи.
Возможны проблемы и с механизмами переключения. Например, с вилками. Они трутся по кольцевым проточкам муфт и, несмотря на специальное очень твёрдое напыление, тоже со временем стираются. Передачи сначала начинают недовключаться, а потом наступает полный отказ.
Существуют и другие причины забастовок в коробке, но их появление можно отсрочить простой процедурой регулярной замены масла. Не стоит слепо верить заводским утверждениям, что масло туда залито пожизненно. Оно может и так, только каждому захочется эту жизнь всё же продлить. Масло стареет и загрязняется. К концу срока жизни сливаемую оттуда мутную жижу уже маслом назвать трудно.
Автоматические коробки
Как это может ни странно прозвучать, но теоретически принципиальных отличий АКПП от МКПП нет. Везде есть фрикционные пары (сцепления или наборы мокрых дисков), шестерёнчатые передачи и масляная ванна. Поэтому и заболевания те же, как и меры по ремонту и профилактике. Не надо допускать силовых пробуксовок при резких стартах, пропускать замену масла и перегревать механизмы. Просто для АКПП это ещё более актуально. Механизмы тут более нежные, требования к маслу высокие, а цена ремонта в разы выше.
Ситуация усугублена наличием сложной гидравлической автоматики. Переключением передач тут заведует набор клапанов, которым жизненно важно работать с чистым маслом. То, что выдержит МКПП, автомат не потерпит. А вместо сцепления тут работает гидротрансформатор, в котором выделяется много тепла. Свойства масла при нагреве резко ухудшаются. Наличие масляных радиаторов помогает не всегда. А для переборки коробки потребуется высокооплачиваемый специалист нужной квалификации.
Читайте также
Секреты долговечности автомобиля: Как увеличить срок службы своего авто?
Своевременное обслуживание и бережное отношение к автомобилю являются ключевыми факторами для продления его срока службы. В этой статье мы рассмотрим важные меры, которые владельцы автомобилей могут предпринять, чтобы увеличить долговечность своего авто.
4 простых способа продажи кредитного автомобиля
Продажа автомобиля, обремененного кредитными обязательствами, вопрос, прямо скажем, сложный. Покупка автомобиля в кредит сейчас весьма популярна. Жизнь идет вперед, и часто требуется продать автомобиль, который был куплен в кредит, а кредит за него не погашен.
АКПП с Tiptronic в автомобиле
Tiptronic: для чего нужен и как работает?
Большая часть современных машин, оснащенных АКПП, помимо самой автоматической коробки передач, имеют в ней дополнительную функцию, которая называется «типтроник», она отвечает за переключение передач в механическом режиме. Такое устройство было изобретено компанией «Porsche», и именно они дали ему такое название.
Данная статья в первую очередь предназначена для водителей с небольшим опытом, которые желают разобраться в устройстве типтроника и вообще узнать, что это такое.
Как отремонтировать сгнившие части кузова автомобиля
Причины износа кузовных элементов автомобиля и советы по ремонту
Любой автомобиль состоит из металлического каркаса, который со временем подвергается деформации и повреждениям. Материалы изнашивается, а механизмы начинают барахлить. Для устранения подобных разрушений может понадобиться замена деталей или капитальный ремонт. Кузов со следами ржавчины и сгнившие части представляют опасность и ухудшают ездовые качества транспорта.
Признаки забитого топливного фильтра
Фильтрующий элемент топливной системы нужно менять как только появляются первые симптомы. Какие это симптомы? Читайте в тексте ниже.
Топливные фильтры используются для очистки бензина и дизельного топлива от различного рода загрязнений, которые могут негативно повлиять на работу двигателя.
Как следует ездить по лужам
Знатоки поделились информацией, о том, что нужно предпринять, чтобы ваше транспортное средство не пострадало при проезде водной преграды, проще говоря, лужи, и не имело серьезных повреждений.
Подбор колесных дисков на автомобиль
Современный автомобиль состоит из сотен различных устройств и агрегатов, включая компьютерные и климатические и акустические системы. Однако, какими бы системами на было укомплектовано средство передвижения, без колес оно никуда не поедет.
Тормозная жидкость. Что нужно знать
Для чего в автомобиле нужна тормзная жидкость. Разновидности тормозой жидкости
Тормозная жидкость – это вещество которое отвечает за безопасность в движении водителя и пассажиров. Во многом из-за этого к её качеству предъявляются очень высокие требования.
Допустимо ли смешивание тормозной жидкости?
Кроме взаимодействия с различными механизмами тормозной системы, она не должна наносить ей вред (деталям выполненным из резино-пластика и металла) и длительное время сохранять эффективными свои главные параметры.
Разрушаем мифы о заправочных станциях
Мифы и стереотипы о заправках
Проблемы в эксплуатации авто могут проявляться и по причине использования топлива низкого качества. С учетом этого многие автовладельцы предельно внимательно относятся к выбору заправочной станции для своего автомобиля. При этом многие водители верят в существующие стереотипы о заправках.
Хромирование деталей салона автомобиля своими руками
Тюнинг салона авто с помощью хромированных деталей
Хромирование деталей автомобиля придаст ему очень красивый внешний вид. Хромирование часто выполняется при тюнинге, ведь оно придаёт различным частям автомобиля солидный вид с оттенком серебра, да и достоинство есть у данного вида тюнинга – хромирование даёт неплохую защиту от коррозии. Если же Вы решитесь выполнить данную процедуру в домашних условиях, то запаситесь терпением и обязательно сосредоточьтесь на работе.