Как диагностировать работу двигателя по цвету юбки изолятора свечи
Выступающий в зону камеры сгорания центральный электрод автомобильной свечи зажигания принимает на себя всё, что происходит в цилиндре. При этом поверхность окружающего его керамического изолятора находится в динамическом режиме самоочистки, то есть всё, что на нём появляется, тут же и подвергается термическому уничтожению. Если бы этого не происходило, то свеча очень быстро бы заросла отложениями и искрообразование прекратилось.
Однако возможны ситуации, когда процессы очистки частично не справляются с приведением свечи в исходное состояние. Или наоборот, они преобладают, температура изолятора растёт, и свеча может разрушиться. Как правило, это связано либо с нарушениями нормального процесса горения топливовоздушной смеси, либо с недостатками самой свечи. Таким образом, по виду изолятора можно судить о текущих неполадках в двигателе.
Номинальное протекание процессов
Когда всё нормально, внешний вид и цвет свечи не сильно отличается от того, какими они были при монтаже новой детали на мотор. Возможно лишь небольшое пожелтение изолятора из-за постепенно погружающихся в поры керамики продуктов горения тяжёлых фракций бензина или проникающего в цилиндр моторного масла. Небольшие его количества будут обязательно сгорать из-за необходимости удержать часть масла в рельефе хона стенок гильзы. Этого требуют условия смазки поршня и его колец для предотвращения задиров и наволакивания алюминия на материал цилиндра.
В случае отклонения цвета от нормального, надо обязательно озадачиться поиском причин происходящего. Аномальное горение способно привести не просто к остановке двигателя, но и к его серьёзным поломкам. Возможными вариантами настораживающего изменения вида свечи могут быть:
- ярко-белый цвет с возможными изменениями геометрии;
- чёрная матовая окраска, иногда даже в виде хлопьев сажи;
- тёмно-коричневый цвет в виде твёрдого налёта;
- красный цвет изолятора;
- рельефные отложения с сильным запахом бензина.
Читайте также: Выкупим ваше авто в Гомеле и Гомельской области быстро и дорого
Все эти изменения требуют отдельного изучения и выявления их причин.
Перегрев свечи из-за бедной смеси
На изоляторе отсутствуют какие-либо следы пребывания в среде рабочего процесса. Выгорает всё, включая отложения в порах, иногда свеча перегревается вплоть до оплавления электродов.
Причиной подобного явления может стать нарушение смесеобразования, в результате которого растёт температура и возникает детонация. Виною тому являются проблемы с системой впрыска топлива или дозирующими системами карбюратора у старых двигателей.
- Подсос лишнего воздуха во впускной коллектор, который уже не в состоянии отработать петля обратной связи по кислородному датчику.
- Уменьшение пропускной способности форсунок, например по причине чрезмерных лаковых отложений в распылителях.
- Неисправности топливного насоса, который не в состоянии развить нужное давление.
- Засорение топливных фильтров.
- Ошибки кислородного датчика.
- Чрезмерное увлечение искусственным обеднением смеси в погоне за экономией бензина.
Все эти явления ведут к заметному снижению мощности двигателя, что усугубляется уменьшением угла опережения зажигания из-за появляющейся детонации. Это естественная реакция ЭСУД на появление звонких стуков в двигателе.
Исключением является работа двигателя на сжиженном газе. Это топливо исходно отличается повышенным октановым числом, чистотой и температурой горения. Поэтому для него подобное состояние свечей будет нормой.
Перегрев свечи может наблюдаться и при неправильном выборе её характеристик при замене. Как известно, свечи могут быть «горячими» и «холодными», сильно отличаясь по калильному числу. Излишне горячая свеча будет иметь те же симптомы, что и при обеднении смеси.
Чёрный бархатный цвет изолятора
Такой оттенок создаёт отложение чистого углерода, то есть сажи. Признак чрезмерно богатой смеси и пропусков горения по этой причине. Бензин не успевает выгорать, копоть откладывается на свечах, выхлопной системе и вылетает назад в виде характерного чёрного дыма, как у старых дизельных двигателей при перегазовках.
Причины проблемы могут быть теми же самыми, но взятыми с обратным знаком. Форсунки или карбюратор могут «переливать», датчик расхода воздуха – обманывать контроллер управления двигателем. Бензин при отсутствии горения способен проникать в масло, повышая уровень в картере, а оттуда снова поступать на впуск через систему вентиляции. Разогретая копоть способна вызывать калильное зажигание, что быстро разрушит двигатель на больших нагрузках. Меры должны быть приняты безотлагательно.
Тот же эффект даст свеча с избыточным калильным числом, предназначенная для моторов с более высоким уровнем форсировки. Она просто не сможет нормально прогреться, особенно на частичных нагрузках и холостом ходе.
Свечи покраснели
Такую окраску свеча приобретает из-за некачественного бензина, в который для повышения октанового числа добавлено большое количество антидетонационных присадок. Раньше так изготавливали специальные авиационные бензины для поршневых высокофорсированных моторов с большой степенью сжатия. Но там свечи менялись гораздо чаще.
В автомобильных двигателях еженедельная замена свечей не предусмотрена, поэтому к выбору бензина стоит подходить осмотрительно. Иначе это покраснение приведёт к росту утечек электроэнергии через токопроводящий красный налёт и отказу свечи. А перед этим из-за пропусков зажигания мотор начнёт терять мощность, троить, вибрировать и расходовать лишнее топливо.
Прочие симптомы отклонений
На свечи могут попадать избытки масла, которое при нормальной работе сгорает в крайне незначительных количествах. Такая свеча будет иметь наслоения твёрдого коричневого нагара, иногда вплоть до заполнения пространства между электродами и полного отказа. Дополнительными признаками станут сизый дым из выхлопной трубы и увеличенный расход масла. Двигатель просится в ремонт. Масло проходит через изношенные кольца или окаменевшие сальники клапанов.
Свеча может быть вполне нормальной, но мокрой от обильно попадающего на неё бензина. Чаще всего мотор в таком случае не заводится вообще. Хотя не исключается, что проблемы присутствуют в каком-то одном цилиндре. Это может быть дефект самой свечи, высоковольтных проводов, катушек зажигания, системы управления двигателем. То же самое получится при обогащении смеси настолько, что она уже будет неспособна воспламениться от искры. А после заливания свечей бензином и сама искра исчезнет. Похожий эффект даст и почти полное пропадание компрессии. При незначительных её отклонениях от нормы вспышки будут возникать со штатной регулярностью, проблемы возможны лишь при пуске холодного двигателя.
Замена свечей
При простой установке новых деталей в двигатель, неисправность которого не определена, всё повторится сначала и очень быстро. Даже если двигатель нормально завёлся, не исключено, что новая свеча приобретёт тот же вид, что и заменённая, сразу же после пробной поездки. Восстановить её возможно, но процесс этот потребует затрат времени и определённого навыка. Иногда хорошо помогает открытое пламя пропановой горелки, которое способно разогреть свечу до её штатной температуры самоочистки. Эффективность химических средств сомнительна.
Подбор свечей требует аккуратности. Нельзя ошибиться ни с их геометрией, ни с калильным числом. А если для двигателя рекомендованы дорогие платиновые или иридиевые свечи, то не стоит экспериментировать с дешёвыми медно-никелевыми, ремонт мотора обойдётся дороже экономии на приборах зажигания.
Менять свечи по одной тоже занятие неблагодарное. Двигатель требует строгого баланса по цилиндрам, что смогут обеспечить только одинаковые свечи с равным ресурсом. В крайнем случае допускается поставить одну поработавшую, но только чтобы добраться до места ремонта, соблюдая осторожность и не перегружая двигатель.
Регулировка зазора в свечах также позволит использовать их лишь временно. Подгоревшие электроды, а именно так происходит изменение зазоров, уже ушли от своей оптимальной геометрии, которая на современных приборах зажигания может быть довольно замысловатой. Дело в том, что современные двигатели работают на обеднённой смеси, которую не так просто стабильно поджигать. И малейшие отклонения приведут всё к тем же пропускам зажигания, иногда незаметным для водителя.
Читайте также

Правила выбора радар-детектора
Выбор радар-детектора
Радар-детектор – устройство, призванное помочь водителю своевременно выявить оборудование, определяющее скорость движения автомобиля. При однотипности задач выбрать такое устройство правильно не так просто. К факторам, определяющим выбор радар-детектора, можно отнести:

Предпродажная подготовка авто: инструкция
Есть много способов продать свой авто. Сеть интернет, наверное, лучшее место для продажи автомобиля.
Продать автомобиль быстро и выгодно –почему нет ?

Как продать машину без снятия с учета
Каким образом реализовать дорожное транспортное средство, не снимая с учета? Решение этой проблемы волнует многих автовладельцев.

Как быстро и выгодно продать дорогое авто
Рано или поздно, каждому автовладельцу приходится продавать свой автомобиль. И если продать авто эконом класса достаточно просто, то вот с продажей дорогих автомобилей придется намного сложнее.

Как грамотно выбрать автомобиль б\у. Нюансы надёжных вложений
Не секрет, что большая часть автомобилистов свою первую машину покупают в подержаном состоянии у частных лиц. Для того чтобы быть уверенным, что автомобиль не подведёт во время поездки и на его содержание не придётся сразу тратить большие суммы денег, выбирать машину надо серьёзно.

Тормозной путь: что это и как рассчитать
Всем водителям не следует забывать о том, что при нажатии на тормоз авто мгновенно не останавливается. Для этого нужно некоторое время, зависимое от многих факторов. Согласно ПДД, необходимо соблюдать безопасную дистанцию между своим и идущим впереди авто, чтобы при надобности успеть затормозить. Для расчета данной дистанции нужно знать, что такое тормозной путь. Кроме того, большинство людей путают остановочный и тормозной путь.

Ремонт прохудившихся, неисправных сидений в авто
Замена перетяжки в салоне авто и рекомендации по ремонту
В процессе эксплуатации автомобиля постепенно изнашиваются основные элементы механизма управления – двигатель, колеса, кузов, а также появляются различные дефекты на обивке сидений. В любом случае садиться на дырявые или потертые чехлы некомфортно как водителю, так и его пассажирам. К тому же нередко серьезные повреждения обивки способны спровоцировать аварию на дороге, поскольку водителю придется постоянно отвлекаться, чтобы устроиться в кресле. Рассмотрим порядок выполнения ремонтных работ, а также выясним, какие типы повреждений обивки сидений существуют.

Как осматривать автомобиль перед покупкой
Покупая автомобиль, воспользуйтесь видеокамерой. Если вы выезжаете на место осмотра выбранного автомобиля, тогда лучше всего взять с собой черно-белую видеокамеру. Объявления типа "не битый и не крашеный" зачастую являются обманчивыми.

Особенности продажи дорогого авто
Многие считают, что не стоит покупать дорогое авто (даже если есть финансовая возможность), так как в последующем при продаже будет потеряна значительная сумма денег. Разберемся, так ли это.

Продажа авто при разводе, особенности и «подводные камни»
У нас часто спрашивают, как же продавать машину, если она была приобретена в браке, развод не за горами или уже состоялся.